Эксперт объяснил, что мешает обуздать инфляцию в России
В последние недели потребительская инфляция вышла в топ не только экономических, но и в целом жизненных проблем России. Такую точку зрения высказал главный аналитик компании ТелеТрейд Марк Гойхман, комментируя заявление аудитора Счетной палаты Алексея Саватюгина.
Ранее, давая интервью журналистам, Алексей Саватюгин заявил, что инфляция является основной макроэкономической проблемой страны. Он напомнил, что сейчас Банк России прогнозирует годовой рост цен уже ближе к 8%, при целевом показателе в два раза ниже — 4%. «В последние годы регулятор усиленно борется с инфляцией. <…> Давили-давили ее, и вдруг такой всплеск в этом году, это очень неприятно. Поэтому видим повышение ключевой ставки, уже не первое за последние месяцы и довольно сильное», - отметил он.
Как напоминает Марк Гойхман, согласно данным Росстата, в прошлом месяце индекс потребительских цен (ИПЦ) поднялся до 8,13% год к году, то есть, максимума за пять лет. И это при том, что в сентябре тоже был рекорд – 7,4%.
«При этом, наблюдаемая самими людьми инфляция, по данным Фонда общественного мнения (ФОМ) составляет 15,6%. Это негатив для экономики в целом, а не только для населения. Высокая инфляция дестимулирует вложения в производство, делает дороже кредиты и инвестиции. Она уменьшает платежеспособный спрос потребителей и, соответственно, возможности сбыта товаров и услуг, экономического роста в целом», - указывает собеседник «Свободной прессы».
По его оценке, вероятно, что и до конца года рост потребительских цен сохранится в районе 8-8,5%, поскольку главные факторы не прекращают своего влияния и, прежде всего, это внешнее воздействие: «Продолжается “накачка” деньгами основными Центробанками мира, и прежде всего, ФРС США, для стимулирования выхода экономик из пандемического кризиса. Оборотной стороной оно имеет наращивание денежной массы гораздо более быстрое, чем выпуск продукции. Это создает мощную “инфляцию спроса”. Но к ней присоединяется и “инфляция предложения” – рост затрат у поставщиков. Ощутимая нехватка энергоносителей в Европе и Азии взметнула стоимость топлива и электричества, что приводит не только к удорожанию товаров, но и к уменьшению и даже остановке производства ряда из них».
Для России, подчеркивает Марк Гойхман, сейчас характерно именно явление «инфляции предложения». «Из-за высоких мировых цен многие производители стремятся по возможности направлять продукцию на экспорт, в ущерб поставкам на внутренний рынок. Монополистичность экономики и невысокая конкуренция, административный диктат над бизнесом, увеличение ключевой ставки Центробанка и банковских процентов - все это сокращает возможности производства и наполнения рынка, содействует росту цен», - поясняет эксперт, отметив, что это, в свою очередь, вызывает рост инфляционных ожиданий потребителей.
Так, по оценкам самих людей ожидаемая инфляция в октябре составляла 12,3%, приводит собеседник данные ЦБ РФ. «Люди, предполагая дальнейшее удорожание, по мере возможности стремятся осуществлять покупки даже впрок. Это создает дополнительное давление на цены. То есть, действуют уже психологические факторы “самовоспроизводства” инфляции», - обращает он внимание.
По словам Марка Гойхмана, методы борьбы с высокой инфляцией – разные, в зависимости от ее природы. Если она монетарная, ЦБ делает свою политику жесткой, повышает ставку. Тогда сокращается платежеспособная возможность покупать товары при их растущей стоимости. Производителям труднее поднимать цены, так как сложнее продавать. Но правительство применяет и иные меры - ограничение экспорта и перенаправление товаров на внутренний рынок.
«Такие способы могут чуть ослабить инфляцию, но в перспективе, если они будут продолжаться, станут контрпродуктивны. Искусственное сокращение экспорта снижает валютные доходы страны и позиции на мировом рынке, ограничение цен подрывает производство. То есть, меры ведут к результатам, во многом противоположным задуманным», - подчеркивает эксперт.