Войти в почту

Климатический саммит в Глазго закончился компромиссами

Участники 26-й Конференции ООН об изменении климата с опозданием на сутки подписали итоговое соглашение. Оно войдет в историю как Климатический пакт Глазго.

Климатический саммит в Глазго закончился компромиссами
© BFM.RU

Цель документа — максимально сократить выброс парниковых газов в атмосферу к 2030 году. Два ключевых пункта: постепенно сокращать объемы добычи угля, самого разрушительного для экологии энергоносителя, и увеличивать финансирование развивающихся стран для борьбы с изменением климата.

Соглашение подписали почти 200 стран, и практически каждое его положение вызывало разногласия. Больше всего внимания было приковано к позиции Индии как третьего в мире государства по объемам загрязнения окружающей среды. В первоначальной версии пакта речь шла о полном и максимально быстром прекращении использования угля, но Индия настояла на поэтапном отказе.

Комментирует политолог, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов:

Федор Лукьянов председатель Президиума СВОП, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» «В результате компромисс, который достигнут, прежде всего по требованию Индии, но не только, конечно, связан с тем, что многие экономики не в состоянии и не хотят резко отказываться от угля. Поэтому то, что достигнуто, очень разочаровало наиболее последовательных экологистов. Но я думаю, что ничего другого и невозможно было, потому что вообще такого рода формы требуют консенсуса, а консенсус при почти диаметральных позициях достигается с большим трудом. Эта конференция продемонстрировала в очередной раз, что кроме символического значения, прикладной смысл такого рода подхода невелик. Каждое государство все равно будет решать так, как ему удобнее, выгоднее и наименее травматично. Был путь с начала 1990 годов, когда на подъеме и экономической, и политической глобализации возобладала точка зрения, что глобальные проблемы могут иметь только глобальные решения, то есть все собираются, о чем-то договариваются. Такова философия Киотского протокола, который был в 90-е годы, принципиально это не изменилось и в Парижском соглашении. То есть это именно рамочный подход — все должны о чем-то договориться и этому следовать. Жизнь показала, что он не работает, то есть это было в идеале замечательно, но это не работает, работает только то, что учитывает эгоистические интересы государств, и поэтому, собственно, мы возвращаемся к классическим международным отношениям».

Вопрос у ряда стран возник и к пункту об увеличении финансирования бедных государств. Скепсис вызвал тот факт, что предыдущий договор о выделении им 100 млрд долларов на борьбу с глобальным потеплением до сих пор не выполнен.

Соглашение сохранило в силе долгосрочную цель по удержанию глобальной средней температуры на уровне ниже двух градусов Цельсия от доиндустриальных уровней.

Генсек ООН Антониу Гутерриш назвал утвержденные документы компромиссными. «Они принимают важные шаги, но, к сожалению, коллективной политической воли было недостаточно, чтобы преодолеть некоторые глубокие противоречия», — говорится в заявлении генсека ООН. Экоактивистка Грета Тунберг описала итоги саммита как «бла-бла-бла». «Но настоящая работа продолжается и за пределами этих залов. И мы никогда не сдадимся, никогда», — добавила она.

Делегации Китая и России также присутствовали на конференции. Российские представители призвали ее участников воздержаться от амбициозных обещаний и вывести «зеленые проекты» из-под действия санкций.