Войти в почту

«Ъ»: авиаперевозчики просят субсидии, чтобы компенсировать рост цен на авиатопливо

Минтранс, по данным издания «Коммерсантъ», рассматривает возможность увеличить субсидии на авиакеросин для перевозчиков на Дальнем Востоке. Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта предлагает повысить их для Дальнего Востока и Крайнего Севера почти в четыре раза — до 11 тысяч рублей за тонну, а для всех остальных авиакомпаний — вдвое, до 7 тысяч рублей.

«Ъ»: авиаперевозчики просят субсидии, чтобы компенсировать рост цен на авиатопливо
© BFM.RU

Это даст перевозчикам дополнительные 30 млрд рублей в 2022 году, считают аналитики. Если так не сделать, значительный рост цен на авиабилеты неизбежен. Пока власти в состоянии этого не допустить, считает независимый аналитик Дмитрий Адамидов:

— В России растут цены на все нефтепродукты, в том числе на авиакеросин, по причине того, что такое налоговое законодательство, растет [цена на] нефть, нефтяники не хотят упускать выгоду. Через пару месяцев никакой экономии там не останется, потому что авиаторы работают на низкой маржинальности, а тут еще и цена на керосин. Это большая статья затрат, они заранее начали просить субсидию. Как именно ее дадут, неважно, но очевидно, что без нее цены на билеты возьмут очередной рекорд. Это будет связано с негативными социальными последствиями, поэтому я думаю, что субсидия все-таки будет. Начнут с Дальнего Востока, а дальше по ситуации, если нефть станет 100 долларов, допустим, ЦБ не укрепит курс, возможно, все пойдут за субсидиями.

— Я правильно понимаю, что велики шансы, что это будет принято?

— Шансы велики, но все поторгуются, обязательно будет скандал и много инфоповодов, будет бескомпромиссный и громкий торг, но потом в итоге примут.

Цены на авиакеросин растут: в октябре в годовом выражении они были на 19,5% выше, чем в октябре допандемийного 2019 года, а в первые дни ноября — уже на 24,3%. Стоимость авиатоплива на Дальнем Востоке и в северных регионах, как правило, самая высокая по стране. Именно поэтому просьбы о компенсации в первую очередь идут от перевозчиков из этих регионов. Но если говорить об отрасли в целом, авиакомпании в большей степени рассчитывают на пересмотр выплат по демпферу на керосин: по этому механизму бюджет компенсирует им 65% разницы между экспортной котировкой авиакеросина и его фиксированной стоимостью в России.

Авиакомпании хотят больше и это обоснованно, считает генеральный директор консалтинговой компании «Инфомост» Борис Рыбак:

— По стране в разных местах стоимость авиакеросина разная. Самый дорогой на Дальнем Востоке и Севере. Там авиакомпании, неважно, те, которые там базируются или которые туда летают, страдают больше всего. Что касается центральных регионов, здесь больше конкуренции и ровнее цены. Но на протяжении последних лет они устойчиво растут, особенно в нынешней тяжелой экономической для авиакомпаний ситуации. Конечно, любая помощь, любая компенсация дополнительных издержек очень рациональна. Что касается демпфера, он же сработал один раз, может быть, имеет смысл его совершенствовать? Но мне кажется, что одно другому не мешает, потому что демпфер демпфером, а прямые субсидии, особенно для сильно пострадавших регионов, где сильно выросли цены, представляются вполне обоснованными.

— То есть эта идея осуществима?

— Да, конечно. Правительство оказывает целевую поддержку разным секторам экономики, которые пострадали. Если мы хотим сохранить уровень мобильности населения, целостность экономических и социальных связей, нужно обязательно поддерживать воздушный транспорт.

Авиакомпании говорят, что расходы на топливо — это треть себестоимости каждой перевозки. Сейчас нет возможности компенсировать эти затраты за счет повышения цен на авиабилеты, поскольку предложение на рынке сильно выше спроса. Люди просто откажутся от перелетов. Поэтому любые формы поддержки и компенсации затрат — это существенная помощь рынку, хотя ни субсидии, ни демпферный механизм не компенсируют потери авиаперевозчиков в полном объеме.