Что будет с ценами на АЗС
Максим Дьяченко - Управляющий партнер «Петролеум Трейдинг». Российская экономика — часть мировой, соответственно, в первую очередь на ценообразование на топливном рынке влияют мировые цены и конъюнктура общемирового рынка энергетики. Особое влияние также оказывают спрос на основных рынках и конкретные страны, куда экспортируются нефть и нефтепродукты из России. Евгений Переверзев / РИА Новости Методы регулирования цен на внутреннем рынке, к которым относятся налогообложение, экспортные и импортные пошлины и фискальная политика в целом, также по-своему корректируют цены на российском топливном рынке. Один из сдерживающих факторов сегодня — обратный демпфирующий акциз, который предполагает налоговый вычет по акцизу в зависимости от объемов производства. Формирование цен на АЗС Цены на АЗС формируются исходя из затрат и маржинальности. То есть выигрывают компании, которые могут дешевле купить топливо, выстроить выгодную систему реализации и предоставить более качественный сервис. Сегодня параллельно развиваются оптовые цены, которые считаются рыночными и регулируются только биржевыми механизмами, и цены на АЗС, которые контролирует государство напрямую. На протяжении последних двух лет в стране действует установка, что цены не должны расти выше инфляции, из-за чего складывается парадоксальная ситуация, когда оптовые цены в течение года выросли на 30%, а розничные — всего на 5%. Государство контролирует процесс, чтобы не создавать социальную напряженность, но компании, которые не имеют собственной добычи и переработки нефти, а таких по численности большинство, работают в убыток. Кроме того, за последние несколько лет сократилось количество компаний, которые производят нефтепродукты. Это связано с сокращением инвестирования, так как организации, чтобы участвовать в системе обратного демпфирующего акциза, должны уже иметь определенный объем инвестиций или соглашение с правительством на инвестиции. Таким образом, компания не попадает в систему и сталкивается с рядом проблем: дорогая в закупке нефть относительно цен, по которым товар можно реализовать на внутреннем рынке, и растущая потребность в инвестициях, связанная с закупкой зарубежного оборудования. Это приводит к увеличению монополизации на рынке. Однако нельзя сказать, что государство не поддерживает независимые АЗС. В 2019–2020 годах усилия регуляторов по насыщению биржевого рынка, а именно обратный демпфирующий акциз, оказали огромное влияние. Сегодня же из-за сложности регулирования и ограничения розничных цен независимые АЗС находятся в очень непростой ситуации, около последних 9 месяцев работая с нулевой рентабельностью или даже себе в убыток. Не так давно в России была принята дорожная карта по развитию конкуренции до 2025 года. Там сказано, что доля малого и среднего бизнеса должна вырасти до 25%, а биржевые инструменты срочного рынка должны быть более развиты. В целом в проекте описывается необходимость проведения серьезной реформы: вместо большого количества базисов МПЗ, которые продают нефтепродукты, нужно создать несколько региональных базисов, чтобы повысить конкуренцию и позволить выиграть независимым АЗС. Запрет на экспорт топлива Если бы приняли закон о запрете экспорта бензина, то российский рынок бы насытился: в стране стало бы больше топлива, а независимые АЗС смогли бы стабильно функционировать. Однако заставить кого-то работать себе в убыток, еще и увеличить производство, получится вряд ли. Поэтому если запретить экспорт бензина, постепенно в стране наступит дефицит, потому что производить бензин в достаточном объеме для внутреннего рынка компании не станут и точно не будут инвестировать. Сейчас ситуация парадоксальная: сдерживание цен ниже инфляции по факту вредит рынку, так как независимый сегмент беднеет и разоряется, что в свою очередь снижает конкуренцию. В вертикально-интегрированных компаниях та же ситуация: розничный сегмент приносит убытки из-за оптовых цен. Поэтому инвестировать и увеличивать качество сервиса, а также улучшать и развивать отрасль никто в такой ситуации не будет. Низкие цены приведут к общему разорению компаний, а не наоборот. Прогнозы по ценообразованию на топливном рынке С 1 января 2022 года увеличатся акцизы на топливо, то есть налоги на бензин вырастут. При этом снизится экспортная пошлина — это значит, экспортировать товар станет выгоднее: цена экспортного нетбэка возрастет, а российский рынок, как правило, следует именно за ней. Точка отсечения, после которой демпфер производителю не выплачивается, будет повышена на 3000 рублей. Эти три события повлияют только на рост оптовой цены, розничные же вырастут на уровень инфляции, примерно 7,5% за год. Кроме того, в мире начался энергетический кризис. Мы видим, что происходит с ценами на газ и слышим о дефиците энергоносителей в большинстве стран мира. Эти факторы заставляют беспокоиться о будущем независимых участников топливного рынка в России в 2022 году. Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»