Дальновидная энергетическая политика несовместима с позицией поборников "чистого завтра"
Кадры энергетического "проседания" уже переполняют соцсети и новостные ленты. Работу приостанавливают некоторые предприятия. Ведущий китайский поставщик электронных компонентов для компании Apple заявил, что вынужден до конца месяца закрыть три своих завода.
Причины кризиса - острая нехватка угля, важнейшего для КНР энергоносителя, предсказуемо растущий спрос на электроэнергию и ужесточение требований по сокращению выбросов парниковых газов.
Экономисты прогнозируют, что энергетический дефицит обернется для Китая замедлением экономического роста в III и IV кварталах 2021 года, а губернатор провинции Цзилинь Хан Цзюнь уже призвал срочно увеличить импорт угля из России, Индонезии и Монголии, чтобы решить проблему нехватки электроэнергии.
Но если посмотреть на повестку дня в России, то кажется, что все эти события происходят не на территории соседней с нами страны, а где-то на другой планете. В частности, СМИ обсуждают выступление на Восточном экономическом форуме Анатолия Чубайса, занимающего сейчас должность спецпредставителя президента по связям с международными организациями, который заявил, что с 2021 года Китай берет под жесточайший контроль любой прирост объема потребления угля, а с 2025 года начинает сокращение абсолютного объема потребления угля в стране, и подверг критике концепцию развития угольной отрасли России. Напомним, правительство летом прошлого года утвердило программу развития угольной промышленности страны до 2035 года. В рамках стратегии Россия может увеличить добычу угля до 485 млн т по консервативному сценарию и до 668 млн т по оптимистичному, стратегия предусматривает возможность роста экспортных поставок угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Вместо климатического кризиса пришел энергетический, а за ним стоит глобальный экономический
Иные участники 25-го Дальневосточного экономического форума "Нефть и газ Сахалина", проходящего в эти дни, вдохновленные идеями "зеленой" энергетики, тоже не заостряют своего внимания на том, что блэкауты в КНР могут обернуться дефицитом энергоемких сырьевых товаров, - и это шанс для российского экспорта нарастить поставки. Для них куда важнее "энергопереход" на возобновляемые источники, важность которого диктует "глобальная климатическая повестка".
Никто не отрицает важности этой проблемы. Но для экономики страны куда важнее системный подход к развитию энергетики. Его озвучил на недавно состоявшемся Тюменском нефтегазовом форуме, собравшем экспертов индустрии для поиска новой модели развития ТЭК в России и мире, вице-премьер Юрий Борисов, курирующий вопросы энергоэффективности и энергосбережения: "Россия должна идти своим путем, а не путем, который нам навязывают, в частности, западные партнеры. Конечно, Россия будет учитывать все тренды, но хочу подчеркнуть, что мы не должны лишаться наших естественных преимуществ". О той же проблематике говорил и министр экономического развития Максим Решетников на совещании с правительством Сахалинской области по климатическому эксперименту, который планируют в этом регионе: "Самый важный момент, что нас волнует при такой жесткой системе углеродного регулирования, - цена вопроса: кто и как за это заплатит, сколько это будет стоить".
Да, вопрос цены - совсем не праздный. Именно из-за того, что цена "зеленых" технологий слишком высока, в последние десятилетия мир не раз пугали картинами климатического апокалипсиса. Альберт Гор, получивший за свою деятельность по защите климата Нобелевскую премию, обещал, что ледяные шапки на полюсах исчезнут уже к 2015 году. Но они никуда не делись. Вместо этого в 2015 году исследование НАСА выявило увеличение массы полярных льдов за период 1992-2008 гг. на 194 млрд тонн.
Точно так же не сбылись и другие предсказания. Да и кто теперь вспомнит, что там 20 лет назад предрекал американский вице-президент Гор, получавший свыше 100 тысяч долларов за каждое свое выступление? Зато последствия взятого тогда необдуманного курса на "зеленую" энергетику расхлебывают современники.
Напомним: более 30 лет назад при ООН была создана группа экспертов по изменению климата. После нескольких лет работы они сделали вывод, что планете грозит глобальное потепление, вызванное увеличением концентрации углекислого газа в атмосфере до 0,04%. Подождите падать в обморок - если вы находитесь в закрытом помещении, то концентрация углекислого газа там вдвое или втрое выше, и это никак не влияет на ваше самочувствие, но зато очень нравится вашим комнатным растениям.
Чуть позже, правда, выяснилось, что нет линейной зависимости между ростом концентрации углекислого газа и ростом температуры, поэтому глобальное потепление переименовали в изменение климата и стали призывать с ним бороться. Особенно ратовали за эту борьбу те, кому очень не нравилось, что Россия и арабские страны получают слишком много денег за свои нефть и газ. Ведь именно использование нефти, газа и угля повышает концентрацию углекислого газа. Убеждая всех в неотвратимости климатической катастрофы, борцы с нефтью, газом и углем стали подталкивать мир к необходимости отказа от этих энергоносителей и скорейшему переходу на солнечную и ветровую энергетику.
Изменения климата - да, они всегда были, есть и будут, но никакой катастрофы точно не наблюдается. Зато благодаря борьбе с "незелеными" энергоносителями мир уже стоит на пороге энергетического кризиса, а рука об руку с ним идет кризис экономический, поскольку именно этим всегда и оборачивается снижение производства.
Про рекордный рост стоимости нефти, газа и угля в Европе этим летом уже написано многое. Очевидны и последствия - кратный рост стоимости электроэнергии для граждан ЕС. Все это стало результатом чрезмерного увлечения "зеленой" энергетикой, ибо внезапно выяснилось, что ни ветряки, ни солнце не дали нужных объемов. Спрос на энергоносители резко рванул вверх, а добыча нефти, газа и угля осталась примерно на том же уровне - поэтому и цены на них которую неделю ставят исторические рекорды. Экономика - штука упрямая, и заставляет считаться с собой даже самых твердолобых "зеленых".
Европейские политики, конечно, уже разыгрывают "российскую" карту, обвиняя "Газпром" в создавшемся дефиците. Однако Россия - единственный поставщик, который увеличил поставки газа в ЕС. Норвегия и Алжир, например, сократили. А США вообще гонят свой СПГ в Азию, туда, где цены выше, а вовсе не своим европейским партнерам.
Европе, конечно, все это "несъедобно", но она как-то выкарабкается. Что касается нас, у нас взвешенная энергетическая политика, остерегающаяся бездумного "зеленого крена", ей и стоит следовать. Какие коррективы вносить, подскажет жизнь. Не стоит суетиться.