Процесс на миллиард: в США начинается суд над основательницей компании Theranos
В Калифорнии начинается суд над основательницей Theranos Элизабет Холмс. Ее обвиняют в обмане инвесторов и сотен тысяч пациентов в США.
Fake it till you make it — этим выражением, которое переводится как «притворяйся, что все уже получилось, пока у тебя действительно не получится», можно описать стратегию компании Theranos. Стартап, основанный в 2003 году недоучившейся в Стэнфорде дочкой вице-президента энергетической компании Enron, должен был изменить мир.
Элизабет Холмс обещала инвесторам, что все громоздкие и дорогие лаборатории по анализу крови можно поместить в одну коробку размером с офисный принтер. Девушка избрала для себя образ Стива Джобса от медицины и даже носила такие же черные водолазки — и это работало. В списке инвесторов компании всего за несколько лет оказались медиамагнат Руперт Мердок, экс-президент США Билл Клинтон и другие знаковые фигуры — пока все это не оказалось пустышкой.
Журналисты выяснили, что на самом деле аппараты Theranos делали всего горстку анализов и часто ошибались, а для большей части тестов компания привлекала сторонние лаборатории. В итоге — скандал, обнуление стоимости акций и закрытие компании, а теперь еще и процесс по делу о мошенничестве и обмане инвесторов. Но все это — интерпретация произошедшего, сформулированная в многочисленных книгах и документальных фильмах о крупнейшем в современной истории крахе стартапа-единорога Кремниевой долины.
На процессе Элизабет Холмс планирует озвучить свою версию событий, рассказывает спецкор CNBC Скотт Коэн:
«Информация об этом содержится в недавно обнародованных документах по делу. Судя по материалам, Холмс планирует возложить вину за произошедшее на Санни Балуани, бывшего операционного директора Theranos и экс-бойфренда подсудимой. По ее версии, он десять лет подвергал ее психологическому и физическому насилию: следил за звонками и перепиской, ограничивал ее сон и применял силу, а также настаивал, что любой ее успех — это его заслуга. Стратегия защиты состоит в том, что раз Балуани настолько контролировал Холмс, в ее действиях в принципе не могло быть требуемого преступного умысла. Все это повышает вероятность того, что подсудимая решит лично выступать в свою защиту. Это крайне рискованный ход, однако Холмс не чужды риски — да и убеждать людей в Кремниевой долине она умеет».
Основательнице Theranos уже удалось пережить один процесс против компании со сравнительно небольшими потерями. Еще в 2016 году, до коллапса, на нее подала в суд сеть супермаркетов Walgreens — стартап размещал в магазинах свои пункты приема крови для анализов. Холмс обвинили в нарушении условий контракта и потребовали от нее вернуть инвестиции в размере 140 млн долларов — но в рамках мирного соглашения она выплатила лишь 30 млн. Однако уже в 2018-м прокуратура Калифорнии после собственного расследования предъявила ей обвинения в мошенничестве.
О расстановке сил перед новым процессом рассуждает в эфире CBS журналист Джон Каррейру, который первым разоблачил проблемы Theranos и описал их в книге Bad Blood:
«Одному пациенту в Theranos поставили диагноз ВИЧ — при том что на самом деле он был здоров. Еще нескольким женщинам компания ошибочно сообщила, что они более не беременны, хотя на самом деле все было в порядке. Это будут очень яркие аргументы со стороны обвинения. При этом адвокаты Холмс сообщили суду, что на процессе она не хотела бы носить маску. Это указывает, что подсудимая попытается вызвать сочувствие у присяжных. Сработает или нет — никто не знает. Но не удивлюсь, если у нее получится сделать так, чтобы присяжные буквально ели из ее рук».
37-летнюю Холмс и 66-летнего Балуани будут судить по десяти эпизодам мошенничества с использованием электронных технологий и двум эпизодам сговора, оба фигуранта вину отрицают. В результате краха Theranos инвесторы потеряли более 700 млн долларов.