Войти в почту

В честь Дня независимости Киргизии эксперты проанализировали внешнеполитический курс республики

В мероприятии, приуроченном ко Дню независимости Киргизской Республики, приняли участие политологи, экономисты, общественные деятели, а также преподаватели и студенты вузов КР.

В честь Дня независимости Киргизии эксперты проанализировали внешнеполитический курс республики
© Большая Азия

Организатором дискуссии выступил Фонд «Евразийцы – новая волна».

В ходе конференции отечественные эксперты и молодежные активисты проанализировали внешнеполитический курс Киргизии и эффективность участия страны в глобальных и региональных проектах современности.

Аскар Бешимов, экс-заместитель министра иностранных дел КР, профессор Дипломатической академии при МИД КР:

«В начале 1990-х годов уже бывшие советские республики оказались перед сложным выбором – какую модель экономики и политической системы выбрать. На самом раннем этапе независимости Кыргызстан выбрал либеральную модель – минимальное участие государства в регулировании экономической жизнедеятельности страны, предоставление свободы слова и свободы совести. Исходя из этого решения пошли приватизационные процессы, мы первыми ввели национальную валюту. Придерживаясь либеральной модели, страна вступила в ВТО. Такие шаги предопределили наше дальнейшее существование. Положительным моментом стало то, что Кыргызстан за очень короткий период превратился в самый большой реэкспортный хаб – китайские товары шли через КР на все постсоветское пространство. У нас появились крупнейшие рынки Центральной Азии: «Дордой», «Мадина», «Кара-Суу». Но в то же время «расцвела» теневая экономика – появились налаженные системы контрабанды».

По словам эксперта, экономическая политика первого президента Киргизии Аскара Акаева способствовала созданию кластеров, приносивших существенную прибыль. Речь, в частности, идет о рыбной промышленности, производстве фасоли и развитии туризма (в первую очередь горнолыжного спорта). Однако многие либеральные решения не имели ожидаемого экономического эффекта.

«Я помню, многие тогда убеждали Акаева, что если обеспечить в стране свободу слова, свободу совести, запустить процесс приватизации, объявить свободный курс валюты – т.е. применить все либеральные теории кейнсианства, то это выведет страну вперед. Оказалось, что, да, это необходимое условие, но не достаточное. Очень быстро произошло разделение общества на бедных и богатых. И соответственно это породило огромные потоки миграции населения. По разным оценкам, из Киргизии на заработки в другие государства уехало от 1 до 1,5 млн человек. Да, идет поступление денежных средств и за счет этого повышение уровня потребления в стране. Но важно понимать, что мы теряем лучшие умы».

Алина Молдокеева, политолог:

«Процесс суверенизации Кыргызстана проходил при активном использовании финансовой и институциональной поддержки стран-доноров и международных организаций, ориентированных на радикальные либеральные реформы. Но в условиях традиционного общества формирование стабильных государственных институтов оказалось невозможным. Об этом свидетельствуют неоднократные изменения Конституции КР, перевороты 2005, 2010 и 2020 годов, масштабные конфликты и столкновения на юге республики. Обеспечение реального суверенитета требует изменения модели суверенизации, которая должна учитывать национальную самобытность, региональную специфику и внешнеполитическую обстановку.

На фоне неразвитости института частной собственности в Кыргызстане приватизация изначально не сформировала эффективных менеджеров, она только усилила процесс перераспределения властных полномочий. Очевидно, что проведение рыночных реформ в КР, как и в других странах СНГ, было в большей степени политическим решением, чем экономическим. В ходе преобразований многие реформаторы воспринимали рыночные институты как некие универсальные формы, пригодные для любых систем и не учли особенности среды, стереотипы и ценности. Результатом этого стала угроза превращения Кыргызстана в несостоявшееся государство, угроза утраты государственного суверенитета. И она до сих пор актуальна».

Нургуль Акимова, экономист:

«Анализ платежного баланса страны может показать правильно ли принимались те или иные политические решения и как они отразились на жизни простых граждан. Здесь можно выделить несколько основных этапов. Так, до 1998 года в Кыргызстане доминировали промышленность и сельское хозяйство. После вступления в ВТО была сформирована реэкспортная модель экономики. А в силу того, что начали приватизироваться большие предприятия, стал развиваться рынок услуг. C этого времени торговый баланс республики начал складываться отрицательно. Платежный баланс и курс национальной валюты помогали уравновешивать техническая помощь доноров и выручка от продажи золота.

2005-2010 годы ознаменовались ростом внутренней и внешней миграции. Основанная выручка КР состояла из продажи золота, переводов мигрантов, продовольственного экспорта и небольшой доли экспорта продукции легкой промышленности.

Реэкспортная модель экономики доминировала до 2015 года – вплоть до вступления Кыргызстана в ЕАЭС. Решение, принятое 6 лет назад, привело к изменениям правил таможенной очистки. Произошли большие изменения, реэкспорт был прекращен. Активная торговля положительно сказалась на экономике Кыргызстана. Накопления бизнеса реинвестировались в сектор строительства и рынок недвижимости. Вступление в Кыргызстана в Евразийский экономический союз привело к сокращению традиционных видов внешнеэкономической деятельности. Стали развиваться интернет-продажи товаров и услуг. Началась цифровизация и смена модели экономики».

30 лет назад – 31 августа 1991 года, внеочередная сессия Верховного Совета КР приняла постановление о «Декларации о государственной независимости Республики Кыргызстан». Согласно этому историческому акту, страна была объявлена независимым, суверенным, демократическим государством.

Наряду с обретением независимости, Кыргызстан получил возможность стать полноценным актором международных отношений. За годы суверенитета КР установила дипломатические отношения со 165 странами мира. Республика является членом ряда международных организаций и крупных интеграционных объединений.