Щедрая душа России не устоит перед мирным атомом Ирана
Перечень «зависших» долгов перед Россией продолжает пополняться. Теперь Иран не может погасить долг перед Москвой по кредиту, выданному на строительство АЭС «Бушер». Речь о сумме в 500 млн. евро, которая составляет примерно половину стоимости контракта на возведение второго и третьего блоков станции, заключенного в 1995 году.
«Основная причина, как нам объясняют, в том, что в результате незаконных односторонних санкций США Тегеран не может получить доступ к своим средствам, находящимся на счетах в иностранных банках, прежде всего, в Южной Корее и Японии», - пояснил посол России в Иране Леван Джагарян.
По словам дипломата, урегулировать вопрос с иранской задолженностью по АЭС «Бушер» пока не удалось.
И, если судить по сложившейся практике, эта ситуации сначала может затянуться, а потом завершиться не в пользу нашей страны.
- Безусловно, Россия, претендующая на роль одного из геополитических лидеров, просто обязана оказывать помощь развитию бедных стран, но в то же время и осознавать, в каком размере она может это себе позволить, - считает руководитель программы Мировая экономика ИМЭБ РУДН Ирина Айдрус:
- России от СССР осталось много долгов - 150 млрд. долларов. Основными должниками были развивающиеся страны. Большая часть кредитов СССР – это спецкредиты, которые представляли собой поставки военной техники и были инструментом оказания геополитического влияния. Большинство развивающихся стран добивались списания именно этих долгов. Кредитование предоставлялось по специальному курсу, и после развала СССР было сложно доказать, какой именно курс использовался.
«СП»: - Сколько «невозвратных» долгов накопила РФ в своей новой истории?
- Сегодня крупнейшими должниками России являются не только развивающиеся страны. Прежде всего это Белоруссия, долг которой превышает 8 млрд. долл., долг Бангладеш составляет 2,4 млрд. долл., Венесуэлы – 1,8 млрд. Долги превышают 1 миллиард долларов также у Йемена, Афганистана. Помимо развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки, в список 20 крупнейших должников перед Россией наряду с Украиной входят Сербия и Армения.
На начало 2021 года общий долг зарубежных стран перед Россией составлял порядка 23,8 млрд. долл. В силу того, что за последние 30 лет Россия списала колоссальные суммы задолженности развивающихся стран, говорить о невозвратных долгах уже не имеет смысла. Тем более что мы наблюдали списание долгов очень платежеспособным странам, которые были в состоянии и выплачивать и обслуживать свой долг.
«СП»: - Какие из этих долгов «зависли» по объективным причинам и стоит ли с ними просто попрощаться?
- Сумма, которую отказывается возвращать Иран, выглядит смешной, особенно на фоне списания долгов таким нефтедобывающим странам как Ирак и Ливия, крупному экспортеру газа Алжиру, вполне платежеспособному Вьетнаму и т.д.
Несмотря на уже списанные крупные суммы долга, думаю, России стоит попрощаться с остатками долгов Йемена, Сомали, Эфиопии, Сирии, Афганистана. Теоретически, можно на время про них забыть, а потом начать переговоры о разных способах конвертации долгов, хотя в реальности это выглядит не убедительно.
«СП»: - Каким образом должна измениться российская практика заимствования и взимания долгов во взаимоотношениях с другими странами?
- Политика урегулирования задолженности должна быть последовательной, продуманной и не носить спонтанный характер, когда, например, преследуются коммерческие интересы отдельных компаний или групп лиц. Если речь идет о списании, то в результате мы должны видеть, что выигрывает как минимум российская экономика. Было бы очень полезно понимать, какие политические и экономические дивиденды получила Россия, и что хочет получить в будущем. Пока самыми очевидными являются репутационные выгоды, в меньшей степени - политические, и совсем скромными - экономические.
- По многим долгам уже с самого начала было ясно, что Россия свои деньги обратно не получит. Но здесь политические интересы всегда идут впереди коммерческих – за счет налогоплательщиков, - считает профессор кафедры мировой экономики Института мировой экономики и международных отношений РАН, заведующий сектором МГИМО МИД РФ Александр Рогожин:
- Сейчас сложно сказать, как будет развиваться ситуация по иранскому долгу. Невозвращенных России долгов скопилось много. Сколько именно – пишут об этом разное, но все это неточно – такая информация, к сожалению, является закрытой. Ведь, как правило, это, в основной части, долги за поставки вооружений – что в Африке, что в Азии. Поэтому публикуемые цифры по этому поводу неполные. Ну, скажем, продажа армии какой-то страны автомобилей шифруется как продажа гражданской автотехники. Такая информация была закрыта и в советское время.
«СП»: - А в общем плане система кредитования других стран по сравнению с советским периодом принципиально изменилась?
- Нет, на мой взгляд, ничего не изменилось. Это такой же компонент, как и в СССР. Не случайно же мы развиваем экспорт вооружений в так называемые дружественные страны. И вообще даем деньги, в принципе, во многих случаях заранее зная, что они не будут возвращены. Как они будут потрачены – иногда тоже сказать очень трудно, особенно в Латинской Америке. Политические интересы доминировали и в СССР, и также доминируют теперь. На мой взгляд, это ошибочная политика, но – это политика.
В советское время магическая фраза «Мы строим социализм» сразу же создавала огромные иллюзии у нашего руководства. У нас даже Бирма в свое время «строила социализм» и даже назвала себя «социалистической» - сколько это вызвало восторгов в СССР! Появилось еще одно социалистическое государство!
Афганистан в свое время чуть было не стал социалистической страной. Магия прошлого и теперь остается. Но сейчас она приняла немножко другой уклон: «Вы за американцев или против американцев?» Если «против», тогда мы вам что-то построим.
«СП»: - «Мирный атом» - еще одна магическая фраза?
- Строительство атомных электростанций – это долгосрочный бизнес. Без кредита невозможно построить. На это дают кредит все – и французы, и японцы. Но в одной стране кредит возвратят, а в другой – под каким ни будь предлогом – нет. И это только на «Первом канале» Иран такая милая страна, которая управляется такими очаровательными бородатыми дедушками.
Это выгодная нам мифология.
Кстати, ни поставки продовольствия, ни поставки медикаментов из США для населения Ирана не прекращались никогда. На это никаких запретов, ограничений и эмбарго нет. А мы все время стесняемся написать, так что же запрещено к поставкам в Иран?
А в Иран к поставкам запрещены военные товары или товары так называемого двойного назначения. Вот эти две категории категорически запрещены. А что касается «покушать», американцы примерно на 500-600 миллионов долларов поставляют продуктов в Иран, несмотря на то, что Америка – шайтан, отношения ужасные, а США все поставляет продовольствие, в основном, пшеницу.
«СП»: - А у США есть такая традиция «прощать» чужие долги?
- Там, где есть возможность получить свои денежки обратно, они, конечно, стараются их взыскать. Но тоже бывает, что некоторые страны, им задолжавшие, упираются - «нет денег и все». Дело в том, что тут есть такой момент как международное обязательство. Оно действует, по крайней мере, для богатых стран.
Мы, например, себя позиционируем как великая и богатая страна. Денег у нас навалом, во всяком случае, создаем такое впечатление в мире. Поэтому международные организации накладывают на нас определенные обязательства.
В частности, по погашению задолженностей наиболее бедных из развивающихся стран. А к таким относятся десятки государств. Если другие страны прощают им долги, то и нам как-то не с руки иначе поступать. Тут ничего не поделаешь. И по большинству долгов было ясно с самого начала – никогда не отдадут обратно. Это не только наша беда, например, у китайцев такая же – дадут деньги, рассчитывают на рост своего политического влияния или улучшение имиджа, но…
«СП»: - А вот такая форма кредитования других стран – давать деньги в долг только на покупку именно российских товаров - достижима?
- А мы и в СССР придерживались точно такой практики. Ну, где отыскать в Индии, я уж не беру Китай, построенный завод, на котором было бы хоть какое-то не наше оборудование? Это так называемый tied aid - связанная помощь. И сейчас мы строим электростанции так, чтобы обходиться без чужих компонентов. Не у немцев же закупать. Это святой принцип с советского времени.
А невозвратные долги – это элемент экономической войны. Приходится придерживаться такой практики. Вот, как относится Венгрия к США? Настороженно. Значит, дадим ей что-то на льготных условиях. К сожалению, все это – из нашего с вами кармана, за счет налогоплательщиков. А контроль налогоплательщика за такими вещами на «проклятом» Западе в разы сильнее, чем у нас. У нас, когда об этом заходит речь, все просто делают таинственное лицо, как и в советское время.
«СП»: - Но есть же статистика…
- А вы ее внимательно посмотрите, например, в строке «Вьетнамские инвестиции в России» - увидите прочерк. Или, напротив, «Российские инвестиции во Вьетнаме» - тоже прочерк. А они же есть. Тут сохраняется старая добрая система: одна статистика - для открытого пользования, другая – только для служебного. А также секретная, совершенно секретная, и особо секретная. Вот, и попробуй разберись, где мы, кредитуя другие страны, просто сели в лужу.