Войти в почту

Первый вице-президент Афганистана бросил вызов талибам. Как минимум на словах

Занимавший еще недавно пост вице-президента Афганистана Амрулла Салех заявил, что в условиях отсутствия главы государства он становится исполняющим обязанности руководителя страны. Об этом он написал в Twitter. В отличие от бежавшего президента республики Ашрафа Гани, вице-президент призвал афганцев «вступать в сопротивление».

Первый вице-президент Афганистана бросил вызов талибам. Как минимум на словах
© BFM.RU

Как сообщает The Hindu, Салех может находиться в Панджшерском ущелье — единственном регионе Афганистана, который не пал под натиском запрещенной террористической организации «Талибан». Провинция известна как идеальное место для обороны — полностью взять Панджшер не удавалось ни талибам в 90-х, ни советским войскам.

По данным индийской газеты, в соцсетях уже появились фотографии Салеха в ущелье, причем вместе с ним присутствует сын «Панджшерского льва», знаменитого полевого командира Ахмад Шаха Масуда.

Источники РИА Новости утверждают, что Салеха поддерживают 10 тысяч бойцов, включая силы афганского генерала Абдул-Рашида Дустума. По информации агентства, силы Салеха уже отбили у талибов один из районов соседней провинции Парван.

Главный научный сотрудник ИМЭМО имени Примакова РАН Алексей Малашенко сомневается в успехе сопротивления:

Алексей Малашенко главный научный сотрудник ИМЭМО имени Примакова РАН «Панджшер всегда занимал особое место в Афганистане, это всегда было очень уязвимое место для всех режимов. Сейчас, я думаю, все будет зависеть от того, как себя поведут талибы. Если они всколыхнуться и будут давить, будут посылать туда кого-то — это одно, это чревато обострением межэтнических отношений. Мне представляется, что талибы предложат что-то вроде мира, что-то вроде переговоров для того, чтобы не было в Афганистане гражданской войны, от которой все устали. А те люди, которые там собираются воевать, чего они хотят? Они хотят талибов свергнуть? Не получится. А если они хотят там расшатать ситуацию, то большой популярности они не добьются. Я, например, больше чем уверен, что Россия точно поддерживать не будет, китайцы тоже поддерживать не будут. А кто тогда?»

Пока в Панджшерском ущелье зарождается очаг сопротивления, талибы пытаются показать миру свой новый образ — эдакий «Талибан с человеческим лицом».

Во вторник, 17 августа, на пресс-конференции представители движения пообещали афганскому народу позитивные изменения в повседневной жизни и заявили, что ценят роль женщин в обществе. По словам талибов, они намерены включить все фракции и слои общества в новое правительство Афганистана, при котором страна перестанет производить наркотики.

Ранее организация, признанная террористической и запрещенная в России и на уровне ООН, анонсировала в Афганистане «всеобщую амнистию» и призвала женщин вернуться к работе, пусть и в хиджабе.

О причинах перевоплощения талибов рассуждает колумнист портала Business FM Семен Новопрудский:

Семен Новопрудский независимый эксперт, колумнист делового портала BFM.ru «Говорить о том, что талибы абсолютные триумфаторы, пока рано. Неудивительно, что едва ли ни первым своим политическим решением они объявили всеобщую полную амнистию всем действующим афганским чиновникам и призвали их немедленно вернуться на работу. Проблема в том, что у талибов нет никаких ресурсов по управлению государством и экономикой, при этом сама экономика Афганистана представляет собой абсолютные руины. Не случайно такой гигантский геополитический крах модели, которую американцы строили в Афганистане 20 лет, все финансовые и валютные рынки мира практически не заметили. Афганская экономика — это действительно одна из самых слабых экономик мира, среднедушевой доход составляет 509 долларов в год, это просто невообразимо малая цифра в масштабах любого, даже самого бедного постсоветского государства. Кроме того, вся афганская экономика, по оценкам Всемирного банка, составляет всего 20 млрд долларов при населении страны около 40 млн человек. Даже в Исландии, в которой 500 тысяч человек, экономика больше. Поэтому сейчас талибы столкнулись с тем, что им придется договариваться и внутри Афганистана, и с мировым сообществом, чтобы у них был доступ к валютным и финансовым активам Афганистана. Не случайно американцы одним из первых своих решений после вывода войск полностью заблокировали и заморозили активы Центробанка Афганистана для талибов. Поэтому одержать военную победу талибам было легко, у них достаточно много поддержки в афганском обществе и достаточно много оружия. А вот одержать победу в деле строительства Афганистана и экономического развития им будет гораздо труднее, потому что без иностранной помощи талибам не обойтись. А если они продолжат дикий курс на истребление людей и установление жестких законов шариата, вряд ли в эту страну захотят инвестировать даже исламские страны, не говоря уже о России, Китае, ЕС и США».

Тем временем Кабул постепенно оживает. После нескольких дней паники на улицах в афганской столице снова открылись рынки и магазины, стало больше автомобилей и пешеходов.

В сети также появились ролики, на которых видно, что солдаты «Талибана» посетили местный парк аттракционов: боевики прыгают на батуте и катаются на карусели.

???????? #Afghanistan : les #talibans ont pris le contrôle d’un parc d’attractions à #Kaboul. (témoins) pic.twitter.com/BukACDf5v2

— Mediavenir (@Mediavenir)

August 16, 2021

Однако афганские правозащитники уже получают сообщения о дискриминации местных жительниц со стороны рядовых боевиков. Первая женщина-мэр города в Афганистане Зарифа Гафари заявила, что боится за свою жизнь. Некоторых женщин заставляют надевать паранджу и не пускают на работу в банк.