Цены на бензин доросли до правительственного совещания
В понедельник, 9 августа, вице-премьер Александр Новак проведет совещание по ситуации на топливном рынке, сообщают информагентства со ссылкой на источник. В конце июля Минэнерго запросило кабмин в ускоренном порядке ввести временный запрет на экспорт бензина, чтобы остановить рост цен.
Биржевые цены на бензин в июле обновили несколько рекордов. Главной причиной эксперты называют дефицит топлива на внутреннем рынке. Сезон отпусков, пусть даже и с антиковидными ограничениями, все равно привел к повышению спроса. Кроме того, началась уборочная кампания, и аграриям тоже нужно топливо.
А предложение, напротив, снижается. Так, по данным Argus Media, в июле производство бензина в России сократилось на 7% в годовом выражении из-за того, что на нескольких российских НПЗ никак не завершится профилактический ремонт. И без того сложная ситуация стала еще тревожнее после аварии на газохимическом комплексе «Газпрома» в Новом Уренгое. И хотя бензин там не выпускают, все равно это скажется на топливном рынке. Комментирует управляющий партнер компании «Петролеум трейдинг» Максим Дьяченко:
Максим Дьяченко управляющий партнер компании «Петролеум трейдинг» «Пока неизвестно насколько серьезная авария, но по слухам, она серьезная. Если завод выпадает на несколько месяцев, но это опять же по слухам, то тогда это может повлиять и на бензин, потому что автомобили, которые заправляются газом и могут на двух видах топлива ездить, переключатся на запасной вариант. Из-за этой аварии может вырасти цена на автомобильные газы, увеличится спрос еще от текучего высокого спроса на бензин, на основную марку — 92. При этом снизится производство, потому что Сургутский ЗСК не получит газовый конденсат и другие заводы «Газпрома» тоже не получат газовый конденсат».
Еще одна причина дефицита связана с конъюнктурой на внешних рынках. В Европе литр 92-го бензина на АЗС сейчас стоит от полутора до двух евро. В России — примерно 60 евроцентов в пересчете по текущему курсу. Понятно, что поставлять на экспорт топливо намного выгоднее, чем продавать его в РФ.
Чтобы сохранить предложение на внутреннем рынке, в свое время придумали специальный демпферный механизм. Его смысл в том (если не вдаваться в подробности), что бюджет компенсирует производителям топлива разницу между внутрироссийскими ценами и ценами экспортных поставок.
О том, как это работает на практике, рассказывает гендиректор агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов:
Михаил Турукалов гендиректор агентства «Аналитика товарных рынков» «Демпфер в интересах нефтяников работает очень хорошо. Есть другие проблемы на рынке — низкие нормативы биржевых продаж, достаточно комфортные для нефтяников условия внутри демпфера. То есть они сейчас по факту могут разгонять биржевые цены до катастрофически высоких уровней. Они это делают, и они все равно получают демпфер».
Оптовые цены обновляют исторические максимумы, но это не слишком сильно отражается на ценах на АЗС, говорит вице-президент Независимого топливного союза Дмитрий Гусев:
Дмитрий Гусев вице-президент Независимого топливного союза «Розничные цены у нас законодательно никак не закреплены, но фактически рост ограничен пределами инфляции. На рознице ничего не будет происходить. Условно говоря, если в прошлом году расценки были порядка 45 рублей, то к концу этого года будут 48. Что касается оптовых цен — наверное, если докрутят механизм временного запрета экспорта с какими-то обязательствами нефтяных компаний, чтобы те объемы, которые они отправляли на экспорт, не просто исчезли с рынка, а перешли на внутренний рынок, то, наверное, цены немного успокоятся».
В июле в Минэнерго заявляли, что ситуация стабилизируется после того, как завершится ремонт ряда крупных НПЗ. Очевидно, этого не произошло. Не исключено, что в правительстве уже готовят нерыночные меры.