Частные инвесторы перекладываются в акции
За I полугодие 2021 года доля акций в портфелях клиентов выросла с 26,5 до 44,6%, а доля облигаций снизилась с 68 до 52%. Интерес к различным фондам сократился – сейчас они занимают в среднем 3% портфелей розничных инвесторов, тогда как на конец 2020 года их доля составляла 5,5%.
Топ инструментов по объему в портфеле почти полностью состоит из облигаций. Это евробонды Россия-28, ВЭБ-23, Газпром-34 и Россия-47. Единственной акцией в топ-5 стал «Газпром».
Самыми популярными акциями по объему торгов стали Tesla, «Норникель» и «Яндекс».
На Московской бирже клиенты в I полугодии 2021 года активнее всего торговали акциями «Норникеля», «Яндекса» и «Газпрома», в то время как в 2020 году тройка лидеров включала обыкновенные акции «Сбера», «Газпрома» и «Яндекса».
Топ-3 акций на американских биржах за полгода полностью сменился. В 2020 году его составляли акции Boeing, Tesla и Apple, по итогам I полугодия 2021-го – ETF на Индекс S&P 500, Alibaba и Tilray.
Спрос на прокат и аренду транспорта вырос в 8 раз
Россияне стали активнее брать транспорт в прокат и аренду, показало исследование Райффайзенбанка. Речь идет о каршеринге, прокате автомобилей, велосипедов и самокатов. Проанализировав транзакции более 2 млн своих клиентов из 300+ городов России, банк выявил, что с мая 2020 года спрос на эти услуги вырос в 8 раз. Средний чек за аренду или прокат транспортного средства тем не менее снизился с 824 рублей до 460 рублей. Средние расходы клиента на такой транспорт стабильны и в течение года составляют от 2600 рублей до 3500 рублей. Самым «дорогим» месяцем оказался март, а меньше всего средние расходы были в мае 2021 года.
За границей аренда и прокат обходятся клиентам намного дороже, что может быть связано со структурой спроса, где большую долю занимает прокат личных автомобилей.
Здесь за год количество пользователей такого транспорта увеличилось в 5 раз, а расходы на клиента в категории – на 46%. В среднем на аренду и прокат за границей клиенты тратили от 18 тыс. рублей до 31 тыс. рублей за месяц. Минимум был достигнут в мае 2020 года на фоне закрытых границ. Средний чек на прокат за рубежом в десятки раз выше, чем в России. Так, в мае 2021-го он составил 14 600 рублей против 460 рублей на аренду и прокат в России.
«Расходы на арендуемый транспорт растут в течение года. Траты в этой категории за границей пока остаются относительно низкими из-за ограниченных возможностей для туристов. Однако мы видим, что тренд на аренду и прокат усилился. Это повышает уровень комфорта, а зачастую позволяет экономить и быстрее перемещаться в большом городе. Мы ожидаем, что этот тренд продолжится в новых условиях, где использование общественного транспорта связано с ограничениями», – отметил руководитель управления клиентского счастья Райффайзенбанка Кирилл Матвеев.
Возврат ж/д билетов вернулся к уровням начала пандемии
В июне 2021 года многим путешественникам пришлось изменить планы и отказаться от авиа- и ж/д билетов, а также вернуть оплаченные туры. Суммы возвратов выросли, а количество данных билетов стало рекордным.
Активнее всего возвращали билеты на железнодорожный транспорт – количество возвратов было выше, чем в апреле 2020 года, когда в крупных российских городах вводили жесткие ограничения из-за распространения коронавируса нового типа и для перемещения между регионами требовался пропуск. Стоимость возвращенных билетов составила более 55,5 млн рублей. Для сравнения: в марте 2020 года их вернули на 56 млн рублей.
Спрос на авиаперевозки остается стабильным – пик возврата билетов пришелся на апрель, после чего стабилизировался. Сейчас уровень возвратов вернулся к показателям сентября – октября 2020 года и находится в пределах стандартных значений.
При этом возврат турпутевок остается рекордно высоким уже три месяца – в апреле, мае и июне клиенты сдавали максимальное количество путевок с апреля 2020 года. Уже в апреле сумма возвратов была почти втрое выше, чем в марте. Средняя стоимость сдаваемой путевки увеличилась с 14 500 рублей до 21 500 рублей.