Жесткое решение Центробанка. Касается всех клиентов российских банков
Центробанк рекомендовал российским банкам не использовать договоры банковского обслуживания, в которых заранее проставлено согласие клиента на открытие брокерского счета и услуги депозитария.
Как сообщается на официальном сайте регулятора, некоторые кредитные организации при заключении договоров банковского обслуживания стали автоматически «подписывать» граждан на открытие брокерских счетов. Для этого применяется единая форма документа (заявления, анкеты): клиент расписывается один раз и принимает сразу все условия, не имея выбора.
В итоге, обратившись в банк, например, для выпуска карты или открытия вклада, он может стать обладателем брокерского счета, даже если не планировал торговать на бирже.
«Многие клиенты недостаточно внимательно изучают документы перед подписанием и узнают об этом только после звонков и писем от связанного с банком брокера. При этом нет гарантий, что брокер или депозитарий не начнут взимать комиссии, даже если счета не используются», - отмечает ЦБ.
Банк России рекомендует при применении единой формы документа дать гражданам возможность выбора интересующих их услуг, а также дополнительно информировать клиентов о возможности отказаться от некоторых из них.
В июне число физических лиц, имеющих открытые брокерские счета, увеличилось еще на 484 тыс. человек и превысило 12,7 млн. За последние 12 месяцев совокупный приток средств физлиц в акции, облигации, биржевые фонды составил 1,1 трлн руб. Доля частных инвесторов в объеме торгов акциями в июне составила 36%, облигациями - 15%, на срочном рынке - 43%, на спот-рынке валюты - 12%. По итогам июня розничные инвесторы приобрели акции российских компаний на 29 млрд руб. и еще 25 млрд вложили в паевые фонды.
Сами банки тоже не остались внакладе. За первые полгода 2021 г. они заработали рекордную прибыль — 1,2 трлн руб. Это результат завышения процентных ставок по кредитам, прежде всего розничных на фоне снижения ставок ЦБ.
Рост чистого процентного дохода составил 13% (или 223 млрд руб.), в том числе за счет сокращения процентных выплат населению. Рост комиссионного дохода на 27% (+150 млрд руб.) — из-за роста доходов по обслуживанию корпоративных клиентов и за счет полученных комиссий от оказания, как выяснил ЦБ, во многом «автоматических» брокерских услуг.