Горькая пилюля - и та не для всех
Рост цен на лекарства в 2021 году может составить 8% и превысить инфляцию. Подорожание препаратов эксперты связывают с снижением курса рубля и ростом цен на сырье.
«Похожая ситуация была и в 2020 году, когда, по данным Росстата, препараты подорожали на 9,8% при росте потребительских цен на 4,9%», - пишет «Коммерсант» со ссылкой на исследование ПСБ.
При этом Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ предостерегает должностных лиц от безосновательных заявлений о росте цен на лекарства.
«Такого рода заявления могут привести к искусственному стимулированию спроса на жизненно важные препараты. Антимонопольное ведомство напоминает, что цены на лекарства, которые входят в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) регулируются государством и не могут быть выше установленных пределов», - говорится в заявлении ФАС.
В ведомстве напоминают, что уже установлены экономические обоснованные цены на 22 лекарственных препарата и обеспечено их присутствие на рынке.
Не сложно понять, что происходит и с ценами на лекарства, и с их наличием в аптеках, особенно тем, кто регулярно покупает те или иные препараты. Я, например, точно знаю, что подорожали лекарства, выписываемые моим родителям. При том, что они и так недешевые, а принимать надо регулярно.
Эксперты «Коммерсанта» констатируют, что только с января по май цены выросли на 7,9%, а на некоторые препараты до 20%. Впрочем, в целом в 2021 году этот рост не будет столь значительным как в году прошлом.
Генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк на пресс-конференции в НСН заявил, что сегодняшняя ситуация напоминает хайп:
«Все, кому не лень, начинают прогнозировать рост цен на лекарственные препараты», - считает он.
По его словам, в 2020 году индекс инфляции на лекарственные препараты составил 7%. При этом за первые месяцы этого года он лишь на несколько десятых процента выше нуля.
«Есть препараты, которые дорожают. И есть список жизненно-важных лекарственных препаратов, а это 50% российского фармацевтического рынка в стоимостном выражении, цены на которые регулирует государство», - пояснил эксперт, добавив, что цены на эти лекарства повышаются только с одобрения ФАС.
Он согласился, что не все лекарства входят в этот список и индекс цен на них выше, однако считает, что такого роста цен на них, как это было в минувшем году, не будет:
«Рынок испытывает кризисные явления, потребление не растет. Это связано с изоляцией людей в домах. ОРВИ, грипп в начале 2020 года практически не встречались, а это факторы, которые способствуют появлению хронических заболеваний», - отметил Сергей Шуляк.
По его данным, за первые пять месяцев этого года фармрынок вырос всего лишь на 3%. Снижения цен на лекарства эксперт не ждет, в том числе из-за роста цен на сырье.
«Даже если субстанции выпускаются в России, есть химические вещества, из которых они синтезируются. К сожалению, эти вещества также привозятся из-за рубежа, закупаются за валюту. В последнее время общемировая инфляция на ингредиенты и субстанции составила порядка 30%», - сообщил он.
При этом иногда используется несколько сот ингредиентов, заметил эксперт. Без развития собственной химической промышленности зависимость России в производстве субстанций будет сохраняться, констатировал гендиректор DSM Group.
Директор Ассоциации независимых аптек, глава Альянса фармацевтических ассоциаций Виктория Преснякова при этом обратила внимание, что упаковки и расходные материалы также частично приходится закупать за рубежом. Кроме того, выросла стоимость аренды, бензина, а также логистики. Вместе с тем, она не видит критического подорожания лекарств в аптеках:
«Никакие препараты в разы не повысились. Безусловно, сейчас не лучший экономический период. Пандемия и кризис способствуют тому, что выросли немного цены на мировом рынке на субстанции, которые закупаются за рубежом, и на расходные материалы», - сказала она.
Свою роль в подорожании лекарств играют также девальвация рубля и ряд других объективных предпосылок, однако, по мнению эксперта, они не критичны. Вместе с тем, Виктория Преснякова не отрицает, что многие лекарства низшего ценового сегмента ушли с рынка, в том числе и жизненно важные.
«Это связано с тем, что части отечественных и иностранных производителей стало невыгодно производить эти препараты. Это не просто нерентабельно, а убыточно», - подчеркнула она.
Она также сообщила, что в связи с введением маркировки с рынка ушли некоторые виды дешевых препаратов, так как на упаковку, которая для них использовалась, ее невозможно нанести. Кроме того, с введением маркировки аптеки перешли на другую систему налогообложения.
«Теперь налоги локальных региональных аптек выросли в 5-8 раз. Некоторые регионы говорят и о 10 раз», - констатировала директор Ассоциации.
О проблеме с налогообложением аптеки информировали правительство, обращая внимание на то, что аптечный рынок – это социальный рынок и требует поддержания доступных для населения цен.
Первый зампред комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Натаров считает, что «жирными котами» аптеки не стали. Более того, по его словам, небольшие аптечные сети сейчас пытаются выживать:
«С учетом налогов, маркировки, онлайн доставки, минимальной оплаты труда, которую приходится держать аптекам, чтобы удержать фармацевтов и не создать дефицит кадров, рост арендной платы ситуация такова, что аптеки выживают», - отметил он.
Для обеспечения уровня понятной наценки, по его мнению, необходимо пересмотреть перечень жизненно важных препаратов, а также решить вопрос с субстанциями, вплоть до обнуления пошлин на те из них, которые приходится закупать у иностранных производителей.
Депутат также предлагает ввести лекарственный сертификат для граждан, которые не могут позволить себе приобретение необходимого лекарства.
«Нужен комплекс мер, которые могут оградить и население, и аптечные сети, и производство от шероховатостей на рынке. В рамках лекарственной безопасности нужно, не стесняясь, стимулировать и защищать и аптеки, и производителей, и людей», - уверен он.
Сергей Шуляк обратил внимание на расслоение населения. Сославшись на данные Росстата, он сообщил, что группа населения с низким достатком не может позволить себе покупать лекарства.
«За счет этой группы мы видим падение потребления упаковок на рынке», - заявил он, комментируя идею о введении сертификатов.