Не ошибка, а игра: почему Евросоюз дважды за год оказался в энергетическом коллапсе

Дефицит электроэнергии в Европе не является случайной ошибкой чиновников Брюсселя. Речь идет об играх большого капитала и бизнеса в сфере зеленой энергетики, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» финансовый аналитик Алексей Коренев. 

Не ошибка, а игра: почему Евросоюз дважды за год оказался в энергетическом коллапсе
© ФБА "Экономика сегодня"

Минэнерго ожидает, что 2021 год станет для России рекордным по экспорту электроэнергии. Отдельные страны Евросоюза втрое увеличили импорт российского электричества. В июне спотовые цены в моменте превышали 100 евро за 1 мегаватт в час из-за жаркой погоды.

Евросоюз недооценил возможности природы

Минэнерго России поделилось прогнозными данными, согласно которым экспорт электроэнергии из по итогам первых шести месяцев 2021 года ожидается на уровне 10,2 млрд киловатт в час. Особенно сильно вырос импорт российского электричества за указанный период со стороны Финляндии (в три раза по сравнению с 2020 годом) и стран Балтии (в два раза), отметили в ведомстве. 

Европа актуализировала зеленую повестку, в рамках которой принялась закрывать «грязные» угольные электростанции, усиливая производство электричества с помощью возобновляемых источников энергии. Однако очень скоро выяснилось, что погодные аномалии обнаруживают неготовность Старого света полностью перейти на солнце, ветер и воду.

Нетипичные холода зимой 2021 года привели к вынужденному повышению импорта электричества, поскольку оставшиеся мощности не справлялись с нагрузкой. В особенности это коснулось энергодефицитных стран Балтии, для которых спасением стало наличие энергокольца БРЭЛЛ (Белоруссия, Россия, Эстония, Литва и Латвия). В результате Россия стала лидирующим поставщиком электроэнергии в начале года.

Тем не менее, в апреле Литва и Латвия провели тестовые отключения от БРЭЛЛ, поскольку вопрос независимости от России лежит в политической плоскости. Дальше громких заявлений дело пока не идет: существующее состояние инфраструктуры в Прибалтике вряд ли позволит ей выйти из БРЭЛЛ в скором будущем.

Тем не менее, после обретения энергетической независимости Литва планирует получать шведскую электроэнергию по кабелю SwedLit, польскую с помощью LitPol Link , а также с помощью морского кабеля Harmony Link, работы над которым запланированы.

Последующая погодная аномалия пришлась на июнь текущего года: жара потребовала повышенного расхода электричества, к чему Европа вновь оказалась не готова. Причина та же: нехватка «традиционных» электростанций, плюс сложившийся дефицит природного газа, из-за которого стоимость за тысячу кубометров поднялась до 400 долларов.

«В этом году Европа столкнулась с холодной зимой и горячим летом, что может не повториться на следующий год, - объясняет Алексей Коренев. - Евросоюз делает много неразумных шагов в своей энергополитике: от отказа от автомобилей на бензиновом и дизельном топливе, хотя инфраструктура еще не до конца к этому готова, до противоречивых решений по закупкам энергоносителей из России».

По мнению Коренева, политика европейских руководителей не отличается логикой, поскольку лоббируются интересы отдельных компаний. Слабость подобной политики заключается, в том числе, в риске остаться с пустыми подземными газохранилищами к осени.

«Зеленый курс на инвестиции»

Высказывания значимых европейских политиков о переходе на зеленую энергетику почти всегда связаны с развитием экономики и созданием новых рабочих мест. 

Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен в своих выступлениях часто упоминает о том, что «Европейский зеленый курс», который планируется завершить к 2050 году, предполагает инвестиции, масштабирование производств, расширение торговли квотами на выбросы парниковых газов, а также стимулирование развитие экономики замкнутого цикла.

Пока Евросоюз не может совладать с солнцем и ветром, производящих электроэнергию нестабильно и с непредсказуемыми объемами.

В случае переизбытка электроэнергии, произведенной из возобновляемых источников, оптовый рынок на сутки вперед оказывается в ситуации отсутствия спроса, когда приходится сбрасывать стоимость до нулевых значений.

Однако конечный потребитель все равно заплатит по полному тарифу: несмотря на внушительный объем возобновляемой генерации, электроэнергия в Европе, в особенности в Германии, остается одной из самых дорогих в мире.

«Население Европы устанавливает солнечные батареи и экономит электроэнергию таким образом, - отмечает Алексей Коренев. - Несмотря на то, что ЕС привык апеллировать к демократическим ценностям, сейчас происходит сильный нажим на «зеленую» энергетику: компании-производители экоинфраструктуры проводят в парламент своих представителей, которые голосуют за отказ от иных видов энергоносителей, кроме возобновляемых».

Как считает эксперт, сейчас можно видеть результат, который получил Евросоюз в погоне за сиюминутными деньгами, не продумав последствий для экономики в целом.

«Даже в случае, если «зеленые» технологии не справляются, контракты на производство экологической энергетической инфраструктуры уже распределены. Не стоит идеализировать Европу в части того, что там все прозрачно и честно», - подчеркнул эксперт.

«Зеленая» энергетика как точка роста

Евросоюз не устает прилагать усилия, в попытке создать новые точки роста для промышленности. Подобная ситуация произошла со строительством колоссального количества терминалов для хранения сжиженного природного газа (СПГ), большинство из которых пустует из-за неверной оценки рынка и его возможности. 

Идея о расширении использования возобновляемых источников энергии укрепилась в Брюсселе, в тот момент, когда в Европе находились крупнейшие в мире производители оборудования для генерации энергии из солнца и ветра: Vestas Wind Systems, Enercon GmbH, NORDEX AG и другие.

Однако позднее на рынок энергооборудования вышел Китай с идентичным предложением, обрушив цены на 20%. Сейчас ЕС настроен оберегать своих производителей, поддерживая их контрактами и субсидиями.

«Дефицит электроэнергии в Европе не случайная ошибка европейских чиновников, это игры большого капитала в зеленой энергетике», - уверен Коренев.

В десятилетней перспективе использование «зеленых» технологий в Евросоюзе будет выравниваться, а экспорт российского электричества сокращаться. В этом ЕС оттенит Китай, который, являясь гигантской индустриальной державой, будет испытывать повышенную потребность в электроэнергии, заключил эксперт.