Здесь газа нет: сможет ли Европа отказаться от российского угля
Спрос на уголь из России и дефицит газа после долгой холодной зимы обострили топливную конкуренцию на европейском рынке, рассказал ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков в беседе с ФБА «Экономика сегодня».
Страны Европейского союза переходят на уголь. Основной причиной такого выбора, пишет Bloomberg, стала нехватка природного газа. Уточняется, что использование угольной генерации становится единственным способом удовлетворения спроса, вернувшегося к уровню периода до распространения коронавирусной инфекции.
Холодная зима привела к истощению газовых хранилищ в европейских странах, в результате чего использование угля выросло на 10-15 процентов в текущем году. На сегодняшний день объемы запасов газа оказались на 25% ниже среднего пятилетнего уровня.
«Сейчас остальные источники энергии довольно дорогие. Мы видим, что очень продолжительная холодная зима опустошила подземные хранилища газа. Спрос на сырье сохраняется как в Европе, так и в Азии, но на азиатских рынках цены намного выше.
Из-за этого сжиженный природный газ уходит туда, усугубляя ситуацию и усиливая дефицит ресурса в Европейских странах. Поэтому цены держаться в июне на рекордных 350-370 долларов Соединенных Штатов Америки за тысячу кубометров. Возникает проблема межтопливной конкуренции: газ и возобновляемые источники энергии дорогие. На их фоне уголь выглядит очень привлекательным – его много, он доступный», - объясняет ситуацию в Европе эксперт Игорь Юшков.
Спрос вопреки «зеленой» повестке
Высокий спрос на угольный энергоресурс закономерно спровоцировал рост цены, уровень которой близится к рекордному. Повышение стоимости фиксировалось в мае, когда в Азии цены на российский превысили 100 долларов США за тонну, а в Европе 95 американских долларов. В результате прибыльность экспорта для российских производителей выросла более чем в два раза, а на азиатском рынке — в три.
Использование самого грязного из ископаемых видов топлива снова стало самым популярным и востребованным. Такая необходимость выглядит противоречащей плану достижения нулевого нетто-выброса парниковых газов и нулевого суммарного загрязнения окружающей среды путем перехода от использования ископаемых к возобновляемым источникам энергии и сырья в странах-членах Европейского союза к 2050 году.
«Речь идет о сиюминутном изменении мирового энергетического баланса, который не поменяет больших тенденций и политику Евросоюза. Государства не отказываются от климатических целей, запланированных реформ в энергетике.
В будущем уголь продолжат вытеснять, делая его дорогим за счет высоких цен на выбросы парниковых газов и прочих загрязняющих веществ. А, как известно, уголь таких производит очень много. Параллельно европейские страны начнут регулировать межтопливную конкуренцию в ручном режиме, вероятно, штрафуя за выбросы», - предположил собеседник ФБА «Экономика сегодня».
Ранее страны «Большой семерки» (G7) заключили, что уголь остается основной причиной выбросов парниковых газов. Возвращение к угольной генерации глава отдела природного газа и энергетического перехода в консалтинговой компании Energy Aspects в Лондоне Тревор Сикорски назвал неудачей для Европы, в особенности перед переговорами по климату в Глазго, намеченными на конец 2021 года.
Избавиться от угля Европа сможет после окончания строительства магистрального газопровода из России в Германию через Балтийское море. После запуска «Северного потока – 2», считает Игорь Юшков, «Газпром» сможет дать европейским странам дополнительные объемы голубого топлива. Что потушит дефицит ресурса и снизит цены на него.
Азии и Европе – российский уголь
Интерес к российскому углю начал расти еще в прошлом году. Его поставки через морские порты выросли на 7 процентов, а для крупнейших терминалов рост составил около 10 процентов. Заметный рост цен на энергетический уголь на мировых рынках, предсказывали в экспертном сообществе, может привести к нехватке ресурса российским потребителям в начале летнего периода текущего года.
Однако объемы угля, заверил Игорь Юшков, позволяют «питать» не только внутренний, но и внешние рынки, благодаря чему компании способны нарастить объемы экспорта в Европу при необходимости. Сейчас почти вся дополнительная добыча вывозится за рубеж.
«Если доля и объемы потребления угля продолжат расти, соответственно, Россия может продавать его. Возможности для увеличения поставок есть, а основной вопрос стоит лишь в желании европейских потребителей.
«Газпром», например, по газу не качает, хотя мог бы, стимулируя европейцев не вставлять палки в колеса «Северному потоку – 2». У Росси должен быть посыл такой – мы делаем дополнительную артерию для сверх объемов», - резюмирует эксперт.
Нарастить добычу более чем на треть, до 12,75 миллиона тонн планирует Кузбасская топливная компания. Повышение добычи на 5 процентов (29,1 млн тонн) и экспорта на 11 процентов (13,9 млн тонн) в первом квартале текущего года отметила Сибирская угольная энергетическая компания.