Симбиоз с традиционными деньгами остается главным вызовом для криптовалют

Сальвадор, с точки зрения принятия криптовалюты как альтернативного средства платежа, – уникальный пример. В первую очередь это связано с тем, что в стране отсутствовала национальная валюта – она была выведена из оборота еще в начале 2000-х. Официальное средство платежа в Сальвадоре – американский доллар. При этом экономика страны зависит от денежных потоков со стороны мигрантов, уехавших на заработки в другие страны. В каком-то смысле это идеальная ситуация: у государства нет собственной национальной валюты, достаточно слабая традиционная финансовая система и сильная зависимость от платежей мигрантов. Вряд ли такую ситуацию сейчас можно представить в России, США или Китае. Тем не менее предпосылки для внедрения блокчейн-технологий в финансовую систему уже есть.

Симбиоз с традиционными деньгами остается главным вызовом для криптовалют
© Финансовая газета

Развитие услуг и интернет-технологий требуют инновационного решения в сфере финансов, поскольку кратно ускорился и увеличился товарообмен между государствами. Традиционная финансовая система требует качественной перезагрузки. По сути, если говорить о текущем положении дел, мы уже можем расплатиться за пиццу или кофе криптовалютой: тот же PayPal дает возможность это сделать в США. Но такая оплата все равно пройдет через процедуру конвертации в национальную валюту, а значит, вам придется заплатить комиссии сначала за конвертацию в доллары, а затем в валюту страны, в которой вы покупаете эту пиццу. Без участия традиционных денег криптовалюта пока не обходится. То есть в том же Сальвадоре биткоин будет интегрирован совместно с уже существующим долларом США. Как при этом будут гармонизированы цены – пока открытый вопрос.

По моему мнению, криптоиндустрия, скорее всего, пойдет по примеру Китая, Швеции и России, где разрабатываются собственные государственные цифровые валюты CBDC. В этом случае не потребуются сложные процедуры гармонизации курсов – CBDC станет аналогом стейблкоина, но только с госучастием. При этом интеграция криптоактивов в традиционные финансы будет производиться с постепенным замещением независимых децентрализованных криптовалют с помощью цифровых валют центральных банков. Этот тренд мы, вероятно, будем наблюдать до 2030 года. Но биткоин, эфириум и альткоины вряд ли покинут рынок. Просто на фоне внедрения CBDC сократится их доля в криптоиндустрии. А вот обороты и повсеместное внедрение скорее всего будут расти. В России, вероятно, уже в следующем году запустят пилотный проект цифрового рубля, а в Китае и Швеции пилоты CBDC проходят финальную стадию. Поэтому уже в 2030-х чашку кофе мы вполне сможем оплатить криптовалютой. А цифровым рублем или биткоином – будем выбирать мы сами.