Цены на бензин хлещут через край
Хранилища бензина наполнены в рекордных объемах. А цены на него уже рванули, почти в полтора раза опережая инфляцию. Это стало неприятным сюрпризом для правительства: топливо по приемлемым ценам могло бы способствовать более ускоренному подъему экономики страны после падения в период пандемии.
К тому же, осенью предстоят парламентские выборы. А стремительный рост цен на бензин на фоне продолжающих падать доходов и дорожающих продуктов – еще один негативный фактор, раздражающий электорат.
По данным Росстата, рост стоимости топлива в России в первую неделю июня превысил уровень инфляции в 1,44 раза. Так, розничная цена бензина с 1 по 7 июня выросла на 0,23% по сравнению с предыдущей неделей, а средняя инфляция при этом составила 0,16%.
И это при том, что сезонный рост спроса на топливо еще в сравнительно низких значениях. А что тогда будет с ценами на топливо в разгар сезона отпусков, на пике полевых работ и т.п.?
И ведь нельзя сказать, что правительство не принимало меры, чтобы не допустить такой ситуации. Но не сумело заранее просчитать возможные негативные последствия того, что летом прошлого года, когда из-за карантинных мер резко сократились грузоперевозки, нефтеперерабатывающие заводы затеяли модернизацию своего производства. И уже вскоре российский рынок столкнулся с нехваткой топлива: ушедшие из-за пандемии на ремонты российские НПЗ не смогли обеспечить спрос, резко возросший с отменой в России мер ограничений.
Затем ситуацию усугубил рост цен на нефть, из-за которого экспортная цена нефтепродуктов оказалась выше внутренней. В результате, по данным Росстата, рост розничной цены бензина в России в первом полугодии 2021 года превысил динамику за весь 2020 год.
Поэтому зимой Минэнерго давило на нефтяные компании, требуя увеличения запасов топлива, чтобы предотвратить возникновение дефицита с приходом сезона высокого спроса. И уже тогда грозило ограничением
экспорта, но до этого не дошло - нефтяники справились с министерским поручением, и даже на месяц раньше назначенного срока.
К маю нефтяные компании должны были по поручению Министерства энергетики РФ обеспечить запасы в размере 1,6–1,7 млн т. По состоянию на 23 марта российские запасы бензина уже выросли до 1,661 млн т. К 1 июня правительство рекомендовало увеличить их до 1,8 млн т.
И вот, впервые за два года объем запасов бензина и дизельного топлива в стране достиг рекордного уровня, зафиксировал биржевой комитет Федеральной антимонопольной службы (ФАС). По оценке антимонопольщиков, этот уровень достаточен «для удовлетворения спроса». А вице-премьер РФ Александр Новак сказал, что рост цен на бензин в России не превысит темпы инфляции.
Но он превысил – в полтора раза. Это настолько, скажем так, тронуло Александра Новака, что вице-премьер вновь поручил рассмотреть вопрос о запрете экспорта бензина и заморозки цен.
Конечно, скорее всего до такой крайности опять дело не дойдет – это просто такая страшилка для нефтяных компаний. К тому же, запрет на экспорт бензина сделает еще более тощим госбюджет в условиях незавершившегося кризиса и пандемии. Но эта страшилка, как показывает опыт, работает – после таких угроз цены на бензин, как правило, на какое-то время притормаживают. А потом опять идут, а потом опять бегут…
Но сейчас объявлен некий тайм-аут, когда правительство в очередной раз пытается увязать в один узел интересы всех участников этого бензинового квеста: сохранить предсказуемость ситуации на внутреннем топливном рынке, когда и доходы «нефтяных баронов» будут «достаточными», и розничные цены на топливо престанут выскакивать за рамки инфляции.
Ценовые скачки всегда вызывают общественный резонанс, но если в обычный период топливные страсти удается довольно быстро погасить – «правительство принимает меры и т.п.», то сейчас для такого маневра не подходящее время - кризис еще не миновал, во всяком случае, очевидные и существенно влияют его последствия: цены растут на все, а доходы населения и прибыли компаний идут в обратном направлении - падают.
Поэтому россиян уже не устраивают набившие оскомину ответы про демпферные механизмы в налогообложении нефтяных компаний, про наполнение бюджета страны валютой, вырученной от продажи нефтепродуктов, в том числе, бензина. Россияне хотят знать, почему в «стране-бензоколонке» бензин не по карману значительной части ее населения?
- Проблема розничных цен на топливо – это не вопрос самих цен, а вопрос доходов населения, - считает главный аналитик по макроэкономике, рынкам нефти и нефтепродуктов «Петролеум Трейдинг» Андрей Дьяченко:
- Задача справедливого ценообразования нефтепродуктов на внутреннем рынке не так проста. С одной стороны, есть потребители, которые заинтересованы в низких ценах. С другой стороны – производители, которые состоят не только из топ-менеджеров нефтегазовых компаний, но еще и из работников - по всей цепочке от разведки до реализации.
Кроме этого, нефтегазовый сектор своими заказами обеспечивает трудоустроенность в отраслях-подрядчиках и смежниках. Для того, чтобы вся эта разветвленная и сложная производственная цепочка работала, необходимо обеспечить достаточно высокий уровень цен, покрывающий все издержки, включая зарплаты работников.
Резкие скачки цен никому не нравятся. Особенно, когда рост цен опережает рост доходов. Но для объективной оценки на ситуацию нужно смотреть комплексно.
По данным Росстата и МВД РФ по итогам 2020 года количество легковых автомобилей в частном пользовании едва превысило 320 штук на 1000 человек. Из них более 45% - это старые (старше 10 лет) автомобили. При этом в структуре расходов только 10% домохозяйств, являющихся наиболее обеспеченными, позволяют себе покупку автомобиля.
Из этих цифр следует, что от снижения цен на автомобильное топливо выиграют в первую очередь обеспеченные потребители, которые могут себе позволить и текущие цены.
Поэтому проблема розничных цен на топливо – это не вопрос самих цен, а вопрос доходов населения. Цены в России могут быть и выше, если при этом доходы вырастут сильнее. Причем в первую очередь у менее обеспеченной части населения.
К слову, цены на бензин в России значительно ниже, чем, например, в Норвегии или Канаде, которые тоже стоит отнести к категории «стран-бензоколонок» - по данным globalpetrolprices.com литр 95-го на 7 июня в Норвегии стоил в среднем $2,08, в Канаде $1,25 против $0,67 в России.
- Прямое сравнение российских цен на бензин с другими странами не совсем корректно ввиду разницы, как в ресурсном потенциале, так и в особенностях экономической системы и нормативно-правового поля, - считает преподаватель-практик Экономического факультета РУДН Сергей Гаврюсов:
- Большая часть нефтепереработки в Росси осуществляется вертикально-интегрированными нефтяными компаниями (ВИНК). Основной принцип формирования цены – импортно-экспортный паритет. Это определяет тесную связь между ценами на бензин и конъюнктурой на мировом рынке. В этом смысле очевидна повышательная тенденция цены на бензин.
С другой стороны, на данный момент значительная часть мощностей нефтепереработки находится на модернизации, что существенно сокращает предложение, следовательно, оказывается дополнительное усиление влияния на цену бензина для конечных потребителей.
Необходимость улучшения ситуации с ценами многократно артикулировалась государственными органами. В качестве мер Советом Федерации предлагалось раскрыть графики осуществления модернизации на НПЗ. По последней информации, на некоторых НПЗ ремонтные работы проходят ускоренными темпами.
Правительство также озабочено вопросом роста цен на топливо. В качестве наиболее резонансной инициативы можно отметить проект постановления о временном запрете экспорта отдельных видов топлива.
Касательно текущей ситуации с ценой на топливо, остается надеяться, что ремонтные работы будут завершены как можно быстрее и без потери качества, а регулирующим органам и нефтяникам удастся договориться об уменьшении силы влияния фактора импортно-экспортного паритета.