Денежным потокам понравилась Россия
Дружбы «по акции, со скидкой» не бывает. А вот в бизнес-процессах, для укрепления экономических взаимосвязей – почему бы не использовать фактор преференций? И этот фактор очень отчетливо проявляется в организации системы денежных переводов из России в страны постсоветского пространства – стоимость денежных переводов сюда, похоже, скоро совсем сравняется с тарифами на переводы между регионами внутри России.
Всемирный банк признал переводы денег из России самыми выгодными. Стоимость транзакций из страны в 2020 году снизилась с 2,1% до 1%. Об этом сообщает РБК со ссылкой на исследование Всемирного банка по вопросам миграции и развития. В докладе ВБ отмечается, что денежные переводы из России за рубеж остаются самыми выгодными не только для Европы и Центральной Азии (6,4% в среднем), но и для мира в целом. А самыми дешевыми названы транзакции из России в Грузию.
- Реальные причины не на поверхности, надо понимать, что основной объем переводов идет между Россией и странами СНГ – это, в общем-то, бывшее единое экономическое пространство с советских времен, - считает главный аналитик банка «Солидарность» Александр Абрамов:
- Стоимость переводов здесь давно находится на довольно низком уровне, к тому же, по всей видимости, внес свой вклад и политический фактор – стремление российских властей поддерживать эти страны, вносить свой вклад в развитие их экономик. Плюс к этому, у нас либеральная финансово-экономическая политика – практически отсутствуют ограничения на движение капитала, это тоже можно рассматривать как элемент, который влияет на те тарифы, которые мы видим.
В ряде стран, где довольно высокий уровень тарифов, это во многом объясняется борьбой с отмыванием денег и прочими ограничениями. Поэтому, скорее всего, там мы увидим тарифы на переводы и 10%, и 15%. Но в целом, эти тарифы в ближайшие годы будут снижаться. Для этого есть объективные причины. Продолжается прогресс в финансовой сфере. Сейчас многие страны начинают тестировать цифровые валюты своих центральных банков. И в этой связи, скорее всего у этих новых финансовых инструментов будут гораздо более низкие транзакционные издержки.
Соответственно, те сервисы, которые не смогут выдержать с ними конкуренцию, уйдут с рынка. К этой ситуации мы готовы больше всего. Низкие ставки по переводам, которые установились в нашей финансовой системе, как раз и позволят профильным компаниям сохранить свое присутствие на рынке. А компаниям, которые привыкли к очень высоким комиссиям, придется либо в срочном порядке перестраивать свою модель работы, либо уходить с рынка.
«СП»: - О чем говорит такой показатель, как самые дешевые транзакции из России в Грузию?
- Я бы не стал здесь особо выделять Грузию, потому что, в основном, тарифы на переводы из России в другие страны очень близки к этим показателям. Здесь нет какой-то подоплеки. Конечно, не во все страны переводы из России можно проводить достаточно дешево, например, переводы на Украину – это сегодня сопровождается большими издержками, рисками и прочими трудностями. Это вызвано особенностями нынешней ситуации.
Но в целом такая низкая стоимость переводов – это, конечно, показывает развитость нашего финансового сектора, его плюсы. Людям удобно. Это экономическое пространство - территории ближайшего зарубежья, в первую очередь стран СНГ, становится тесно связанным. Это укрепляет наше экономическое сотрудничество, дает возможность в дальнейшем развивать и реализовывать еще какие-то интеграционные проекты. Я бы оценил это положительно. Хотя, если говорить только про переводы физических лиц, сальдо переводов в Россию традиционно отрицательное - денег выводится больше, чем сюда приходит.
Но на самом деле, если посмотреть на советский период, ситуация была аналогичной, только тогда это шло в рамках республиканских бюджетов. То есть республики, которые были менее развитыми в социально-экономическом плане, также дотировались. Эта тенденция сохранилась и в 90-е и в 2000-е годы – бывшие союзные республики получали значительный объем дотаций в виде заниженных цен на энергоносители. Здесь такая ситуация, что во многих из этих стран достаточно низкий уровень развития, достаточно остро ощутимые трудности с поиском работы с адекватным уровнем оплаты.
А с другой стороны в России - значительная нехватка трудовых ресурсов. И можно сказать, что здесь у нас происходит некоторое совпадение интересов. Ну, и сами ставки переводов достаточно низкие, что свидетельствует о том, что руководство нашей страны относится положительно к таким процессам, которые ведут нас к более глубокой интеграции в будущем.
Например, еще недавно у Сбербанка ставка на переводы между регионами России была 1%, а теперь модель переводов изменилась таким образом, что такой же тариф действует и при переводах в страны, входящие в наше общее экономическое пространство. Это интересный показатель, который как раз говорит о том, насколько здесь тесные взаимосвязи, и режим движения, в том числе, финансовых средств максимально облегчен.
«СП»: - Угроза отключения России от SWIFT по-прежнему актуальна?
- Дело в том, что компания SWIFT имеет своих акционеров, заинтересованных в получении реальной прибыли, а не сомнительных политических дивидендов. На фоне всех последних секционных угроз, когда то Россию, какие-то другие неугодные страны, грозят отключить от SWIFT, акционеры этой компании видят в перспективе опасные последствия от таких действий для своего бизнеса. В мире технические средства для осуществления переводов в 2021 году и на перспективу очень сильно шагнули вперед.
Целый ряд стран начал разрабатывать, во-первых, свои системы денежных переводов, обмена финансовыми сообщениями. А во-вторых, активно развиваются еще и цифровые валюты. И в компании SWIFT очевидно поняли, что если пойдут дальше в этом санкционном русле, то явно потеряют значительный финансовый рынок: заинтересованные страны и компании перейдут на альтернативный инструментарий.
Поэтому на днях мы услышали такое сообщение SWIFT, что эта компания декларирует совместимость своей системы с цифровыми валютами, и будет тестировать этот процесс. В SWIFT понимают, что вся эта санкционная риторика может оттолкнуть пользователей от его системы, что пользователи перейдут на цифровые валюты центральных банков. И тогда SWIFT потеряет свой кусок рынка. Поэтому они беспокоятся и хотят, чтобы переход на цифровые валюты не сказался негативно на их бизнесе.
В этой связи, для SWIFT было бы крайне контрпродуктивно служить инструментом каких либо санкций, эффект от которых будет только отрицательный, и в первую очередь – для самой компании SWIFT. Поэтому, в этой связи, угрозу отключения от SWIFT я бы не оценивал, как высокую. И вообще, в 21 году 21 века просто смешно говорить, что можно помешать людям переводить свои деньги.
«СП»: - Насколько готов отечественный аналог SWIFT?
- Система перевода финансовых сообщений была создана после событий 2014 года, когда резко возросло санкционное давление. Пока она работает внутри страны – несколько сотен компаний ее используют. Почему? Они нашли ее более удобной, надежной или даже более выгодной, чем SWIFT. С отдельными банками некоторых стран, в том числе Беларуси и Казахстана, заключены соглашения, проводятся платежные операции, но пока их объем невелик. Но технически уже все подготовлено.
Понятно, что если говорить о наших основных торгово-экономических партнерах - Китай и Европа – с ними пока эта система активно не задействована. Наверняка были какие-то пробные операции, но активной работы здесь пока нет. Но я уверен, что если ситуация обернется так, что альтернатива в виде SWIFT окажется под угрозой закрытия, то работа отечественной системы очень быстро активизируется.