«Антивоенные» акции: какие бумаги надежны при политической нестабильности
Судя по тому, что российских рынок акций находится фактически на своих исторических максимумах, серьезных геополитических рисков на данный момент в ценах не заложено, отмечают эксперты. По мнению директора по развитию Noble Russian Finance Club Александра Зюрикова, даже в случае эскалации конфликта, участники рынка ожидают сценария 2014-2015 годов, когда фондовые индексы, после некоторой волатильности продолжили рост в рублевом эквиваленте.
Начальник отдела анализа долгового рынка «Ренессанс Капитала» Мария Радченко обращает внимание, что в отличие от апреля 2018 года, когда угроза санкций и включения компании UC RUSAL в санкционный лист SDN обрушила котировки всех российских финансовых активов, в феврале-марте 2021 года рынок акций как будто и не заметил очередной раунд санкционных угроз – индекс Мосбиржи с начала года вырос почти на 10%, в то время как ценовой индекс ОФЗ (RGBI) снизился на 5%.
В случае эскалации напряженности в зоне наибольшего риска, по мнению опрошенных «Финансовой газетой» экспертов, находятся компании, наиболее любимые нерезидентами или наиболее уязвимые к санкциям, например «Газпром» и Сбербанк. Скажем, отключение России от международных платежных систем ударит по Сбербанку, считает руководитель департамента инвестиционного анализа и обучения «Универ Капитал» Андрей Верников.
В худшем положении, чем рынок в целом, окажутся компании с рублевой выручкой и банковский сектор. Вторым «антибенефициаром» является энергетика. Причина проста: выручка формируется в рублях, а повысить тарифы попросту нет возможности, отмечает Зюриков.
Ведущий аналитик «Открытие Брокер» по глобальным исследованиям Андрей Кочетков также полагает, что распродавать при неблагоприятном сценарии инвесторы будут бумаги банковского сектора плюс технологические компании и «Газпром» – поскольку он самый нелюбимый американской стороной конкурент. Кроме того, рынок может вспомнить об обещаниях на запреты полетов «Аэрофлота», говорит Кочетков.
Наиболее устойчивыми секторами при любых геополитических рисках выглядят производители цветных и драгоценных металлов, полагают аналитики. «Во-первых, данные компании получают выручку либо в валюте, либо с привязкой к валюте. Во-вторых, практика показала, что под риском санкций в первую очередь оказываются государственные компании, а в секторе цветной металлургии их не много», – полагает Зюриков.
В случае реализации негативных политических сценариев устойчивыми останутся те активы, которые регулярно исключаются из санкционного контекста, соглашается Кочетков. Речь, прежде всего, идет о поставщиках стратегического сырья – титана, цветных металлов: ВСМПО - Ависма, ГМК «Норникель», Polymetal, «Полюс».
Управляющий активами «БКС Мир инвестиций» Андрей Русецкий напоминает, что после 2014 года автоматическим стабилизатором ситуации в экономике стал российский рубль, который принимает на себя большинство шоков – будь то санкционный, политический или сырьевой. Но слабый рубль – это хорошо для компаний-экспортеров и плохо для рынка облигаций. И сейчас, по мнению эксперта, лучше рынка будут чувствовать себя бумаги экспортеров, причем без государственного участия – это цветная и черная металлургия, производители драгметаллов и удобрений.
В контексте конъюнкты рынка акций не стоит рассматривать риски усиления геополитической неопределенности вне контекста локальных российских нюансов, считает Александр Баранов, директор департамента риск-менеджмента «Ай Кью Джи Управление Активами». «С одной стороны, в зоне риска находятся акции компаний, в которых велико присутствие иностранных инвестиционных фондов, это, в первую очередь, акции Сбербанка и Газпрома. С другой стороны, в зону риска попадают акции «Татнефти», так как эта нефтяная компания может лишиться ряда налоговых льгот по недропользованию», – отмечает эксперт.
По мнению Баранова, в этом контексте неплохо в среднесрочной перспективе будут чувствовать себя акции ритейловых компаний («Магнит», Х5, «М.Видео»). При этом есть риски выставления антимонопольных требований к производителям черных металлов. «Ситуация с акциями металлургов выглядит не столь радужной, – подчеркивает аналитик, – с учетом того, что правительство РФ неоднократно обозначало возможность введения дополнительных налогов на металлургическую отрасль и горнодобычу – в случае экономической целесообразности».
Что касается государственного долга, и, как следствие, ставок на корпоративные облигации, здесь, по мнению большинства экспертов, особых премий, связанных с возможным обострением международных конфликтов, не наблюдается. В последние месяцы доходности бумаг существенно выросли, но это связано, прежде всего, с ростом ключевой ставки Банка России и ожиданиями дальнейшего ужесточения его денежно-кредитной политики.
Однако Радченко придерживается иной точки зрения. «В феврале-марте наиболее заметная негативная реакция на рост геополитической напряженности наблюдалась именно в ОФЗ, – говорит она. – Именно этот сегмент традиционно является самым чувствительным к санкционной риторике на фоне сохранения угрозы ввода санкций на ОФЗ на протяжение нескольких последних лет».
Баранов, между тем, считает, что можно локально искать точки входа для покупок государственных облигаций: «В ценах ОФЗ уже заложен потенциал роста ставки еще на 0,25-0,5% и это по ряду выпусков гособлигаций может давать надежду на комфортную покупку. Что касается сегмента корпоративного рублевого долга, то существует риск расширения спреда к ОФЗ, особенно для так называемых бумаг третьего эшелона».