Китай продолжает скупать или забирать за долги морские порты по всему миру
В последние годы Китай вкладывал огромные суммы в скупку транспортных активов во многих странах, пытаясь выстроить торговые коридоры для своих товаров и добываемых за рубежом ресурсов. Две показательные истории последних месяцев.
Черногория. Пекин хочет изъять в свою пользу морской порт города Бар (годовой грузооборот — 5 млн тонн), если правительство не расплатится по кредиту (1 млрд долларов), которое оно брало у китайских банков, чтобы построить автомагистраль в Сербию.
wikimedia.com
Чтобы избежать такого сценария, черногорские власти пытаются договориться с Китаем — об отсрочке выплат основного долга, а также с Евросоюзом — о его рефинансировании на более выгодных условиях.
Китай, стоит отметить, один из самых опасных кредиторов. Как показывает практика, с ним лучше не связываться. Например, в конце 2017 года он заполучил в аренду на 99 лет порт Хамбантота в Шри-Ланке. За долги — местное правительство задолжало ему около 8 млрд долларов. Такая же угроза висит над кенийским портом Момбаса, здесь сумма долга — 3,2 млрд долларов.
Австралия. В 2015 году китайская Landbridge Group заплатила 506 млн австралийских долларов за аренду порта Дарвин на 99 лет. Это очень удобно расположенная морская гавань, обеспечивающая минимальные сроки доставки на рынки основных торговых партнеров. И сейчас Канберра, выступающая союзником США в торговой войне с Китаем, пытается эту сделку расторгнуть.
К делу подключились даже Минобороны и Комитет по национальной безопасности (порт используется в том числе ВМС США). Цена вопроса — 720 млн долларов, с учетом возврата средств за оставшийся срок аренды и компенсации.
Экономическое развитие сверхдержав и их претензии на мировое доминирование невозможно без контроля над глобальной логистикой. Поэтому значимые инфраструктурные объекты будут все чаще становиться местом столкновения их интересов.