Маркировка ради качества: какие риски для бизнеса таит система «Честный знак»
Госсистема маркировки товаров «Честный знак» требует контроля и разработки санкций для участников рынка, нарушающих регламент, рассказал ФБА «Экономика сегодня» кандидат экономических наук Михаил Беляев.
Параметры государственной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной цифровой маркировки «Честный знак» создают предпосылки для манипулирования рынком отдельными участниками процесса.
Такое предостережение выдвинули в аппарате уполномоченного при президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Бориса Титова.
«Если та или иная организация присваивает тем или иным продуктам определенные знаки, условно говоря, качества, то она практически оказывает психологическое воздействие на потребителя. Таким образом организация делает какой-то товар лучшим, по сравнению с другими.
Естественно в таком случае возможно какое-то манипулирование со стороны участников рынка. Но существует такое понятие как саморегулируемые организации, сообщество предпринимателей, которое и должно следить за справедливым применением системы «Честный знак» без признаков нечестной игры», - рассуждает экономист Михаил Беляев.
Участники рынка пойдут против правил
Общественный омбудсмен в сфере торговли Андрей Даниленко отмечал, что наличие у производителей товаров собственных или аффилированных каналов дистрибуции позволяют использовать данные, доступные всем участникам процесса, для недобросовестной конкуренции и кражи базы клиентов.
«Важно во всех тонкостях понимать присвоению знаком продукции, не забывая о наличии обще декларативных пунктах или постулатах и незначительных на первый взгляд уточнениях, которые чаще всего и служат лазейкой. Некоторые мелочи и перечеркивают крупные возможности позитивного характера.
Но существуют универсальные рецепты в виде четко прописанных процедур и контроля за их соблюдением, который должен осуществляться коллегиальным органом с максимальной оглаской и прозрачностью», - рассказывает экономист.
Правила функционирования государственной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной цифровой маркировки «Честный знак», утверждены постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 №1955. Установленные нормы дают право производителю, зарегистрированному в системе, видеть информацию о реализации изготовленной продукции.
Указанная возможность, по мнению Андрея Даниленко, позволяет видеть данные о количество реализованных товаров и знать, «когда и кому был перепродан конкретный товар, который данному производителю по факту уже не принадлежит», что может привести «к раскрытию базы данных контрагентов – оптовых и розничных торговых компаний».
«Поэтому если в процессе мониторинга выявляются случаи нарушения регламента или фальсификации данных через воздействие на потребителя или манипулирование рынком, участников нужно наказывать санкциями.
Ограничения могут представлять из себя штрафы, порицания профессионального характера, лишение знака. Однако важно понимать, что экономические вопросы всегда содержат как негативные, так и позитивные стороны», - добавил собеседник ФБА «Экономика сегодня».
«Честный знак» грозит утечкой информации
Подобная база данных, в соответствии с действующим российским законодательством, является важным коммерческим активом и составляет коммерческую тайну. Поэтому отсутствие системы защиты данных и ответственности получателей за их сохранность в «Честном знаке» повышает риск утечки информации третьим лицам.
При развитии подобного сценария, считает экономист Михаил Беляев, следить за участниками рынка должны власти и общественные организации. Но даже в этом случает добиться стопроцентного результата будет невозможно.
В аппарате уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей допускают, что бороться с такими угрозами можно строгими правилами, делающими всю информацию конфиденциальной и определяющими порядок доступа к ней с учетом интересов участников рынка. Следить за ними будет оператор системы.
«Мы слышим достаточно много претензий на фоне сбыта некачественной, сфальсифицированной, бракованной или нелегальной продукции. Также случается, когда потребители сталкиваются с подделками и ненастоящими брендами.
Поэтому наличие знака, который присваивается определенным товарам или сообществам, принесет больше пользы, чем какие-то гипотетические ущербы или злоупотребления», - резюмировал эксперт.