Друзьям Соколова госконтракты карман не тянут
Передача Комитету по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) полномочий по ремонту уличной сети Петербурга может сделать вице-губернатора Максима Соколова «хозяином дорог», так как все госзакупки в дорожной сфере вероятно окажутся под контролем курируемых им комитетов и его приближенных. Это может создать благоприятные условия для заведения на рынок города компаний своих друзей. Тут сложно не вспомнить друга семьи Соколова Константина Ходосовского, чьим дорожно-строительным фирмам часто везет на заключение госконтрактов в отсутствие конкурентов. В памяти всплывает и «Группа ЛСР» Андрея Молчанова, в структуре которой ранее были компании, занимающиеся ремонтом дорог. Фирмы друзей чиновника, по подсчетам автора, за последние 7 лет заключили госконтракты на дорожные работы в Ленобласти и Санкт-Петербурге на 11,6 млрд рублей, а в перспективе смогут заработать еще больше.
Соколов – новый «хозяин дорог» Петербурга?
В начале апреля в Смольном была согласована передача от Комитета по благоустройству в ведение КРТИ полномочий по содержанию улично-дорожной сети города. Постановление отправлено на антикоррупционную экспертизу. Как писало издание «DP.RU», после утверждения подготовленного комитетом документа, у петербургских дорог появится один хозяин. Учитывая, что работу КРТИ и иных комитетов в транспортном секторе курирует вице-губернатор Максим Соколов, то можно предположить, что речь идет о нем.
При этом к словосочетанию «хозяин дорог» вряд ли можно относиться как к простой метафоре, на что есть две причины.
Первая – кадровые перестановки. С момента назначения на должность в Смольном в конце 2019 года Соколов провел ротацию кадров. На руководящие позиции в подконтрольные ему комитеты и некоторые госпредприятия пришли чиновники, связанные с ним по работе в качестве главы Министерства транспорта РФ. СМИ такими считают главу КРТИ Андрея Левакина, председателя Комитета по транспорту Кирилла Полякова, замглавы Комтранса Дмитрия Ваньчкова (ранее руководил «Центром управления парковками»), директора АО «ЗСД» Дмитрия Карлика, а также других управленцев.
Вторая причина заключается в том, что у вице-губернатора Соколова есть друзья и бизнес-партнеры, которые владеют дорожно-строительными компаниями. Ранее журналисты уже писали о подозрениях в аффилированности ряда фирм с Соколовым. Предполагалось, что высокое положение чиновника может влиять на успех в заключении ими госконтрактов, в чем может иметь интерес и сам вице-губернатор, учитывая, что цена этих самых контрактов в большинстве случаев исчисляется миллиардами.
Например, газета «Версия» публиковала расследование о бизнесмене Константине Ходосовском. Как писало издание, предприниматель приходится другом Максиму Соколову и принимает активное участие в жизни семьи вице-губернатора. При этом Ходосовский – учредитель дорожно-строительных компаний «Техносфера Инжиниринг» и «Техносфера». В последние годы им сильно везет на госзакупках - подряды забираются при отсутствии конкурентов. За последние два года связанные с бизнесменом фирмы выиграли контрактов на дорожные работы на 20,9 млрд рублей. Многие были заключены с компаниями, как с единственными поставщиками в следствии несостоявшихся электронных аукционов в соответствии со ст. 71 ФЗ № 44 «О закупках для государственных и муниципальных нужд», писала «Версия». Отсутствие конкурирующих компаний в заявках действительно выглядит сомнительным, хотя и не всегда говорит о каком-то нарушении. Однако заподозрить, что конкурсная документация была подготовлена таким образом, чтобы под требования госзакупки подошла всего одна компания, вполне можно, равно как и наличие влияния со стороны высокопоставленного чиновника.
Тут можно вспомнить и «Группу ЛСР», с которой постоянно связывают Максима Соколова. Как по причине тесной дружбы вице-губернатора с главой компании Андреем Молчановым еще со времен студенческой скамьи и наличия общих бизнес-партнеров (тот же Ходосовский – миноритарий в «ЛСР»), так и из-за работы чиновника в данной компании ранее. Как известно, после снятия с должности главы Минтранса РФ в 2018 году и до назначения на пост в Смольном в конце 2019-го Соколов работал гендиректором в ПАО «Группа ЛСР». В СМИ переход в частную структуру был сразу оценен как усиление «административного ресурса» компании. Сейчас ЛСР в основном занимается возведением зданий, но раньше в составе ГК существовала и дорожная фирма - например, АО СФ «Спецдорстрой» (ликвидирована в 2017 году).
Сложившаяся конъюнктура позволяет сделать неблагоприятный прогноз для Петербурга. Консолидация в одних руках дорожно-транспортного блока, с предположительным наличием возможности контролировать госзакупки и готовить для них документацию, может привести к засилью города компаниями, аффилированными с Соколовым. Это тем актуальней, что фирмы того же Ходосовского давно работают в Ленобласти, делая ремонт на крупных магистралях, зарабатывая на этом миллиарды и уже заметен их интерес к дорогам Петербурга. ЛСР же, который сейчас пока больше ориентирован на недвижимость, вполне может учредить новую дорожно-строительную компанию. Вероятно, что это лишь вопрос времени, когда вице-губернатор даст возможность подобным компаниям полноценно зайти на рынок города.
Сколько заработали на дорогах друзья Соколова?
Был изучен изучил пакет госзаказов компаний друзей Максима Соколова в период с 2014 по 2021 годы, установлена общую сумму работ и оценены возможности охвата рынка. Так, «Техносфера» и «Техносфера Инжиниринг» Ходосовского победили в 30 конкурсах на ремонт и строительство магистралей, затрагивающих транспортное сообщение Петербурга и Ленобласти, а учрежденная ЛСР фирма «Спецдорстрой» – в 5 тендерах. Наиболее значимыми от общего количества являются 10, которые локализованы на инфографике.
На графике видно, что компании Ходосовского брали большие объемы на значимых автомагистралях регионального значения. Например, «Техносфера» проводила капитальный ремонт на «Копорском шоссе», на автодорогах регионального значения «Комсомольское-Приозерск» и «Громово-Яблоновка» в Приозерском районе. Кроме того, она реконструировала мостовой переход через реку Волхов на автодороге М-18 «Кола», а также проводила работы на других магистралях.
Среди крупных контрактов «Техносферы» можно отметить: проведение реконструкции подъезда к морскому торговому порту «Усть-Луга», участка подъезда к деревне Ручьи (км 40- км 52), на трассе М-11 «Нарва» (нынешнее название А-180) ценой в 1,2 млрд рублей, ремонтных работ на автодороге «Менюши-Заручье-Каменец» стоимостью 758 млн и трассе «Гостицы – Пустомержа» стоимостью 709 млн рублей. В пакете госконтрактов «Техносферы Инжиниринг» выделяются два подряда на выполнение ремонтных работ на Кольцевой автодороге А-118 (КАД) в Санкт-Петербурге ценой в 717 и 699 млн.
«Спецдорстрой» на крупных трассах не работал, и весь объем подрядов в 5 контрактах был сосредоточен на ремонте улиц в областных муниципальных округах – Павлово, Отрадное. Ранее поставщик также работал в других районах – в Приладожском, Мгинском, Путиловском городских поселениях. Отметим, что несмотря на то, что число госзаказов компании и не кажется большим, сама фирма до ликвидации в 2017 году долгое время работала в Ленобласти. К примеру, в Отрадном компания забирала подавляющее большинство контрактов на ремонт дорог. Согласно данным сервиса «Руспрофайл» АО СФ «Спецдорстрой» являлся главным поставщиком услуг, выполнив в совокупности наибольшее число контрактов для администрации муниципального образования. Всего в указанных поселениях «Спецдорстрой» заключил 113 контрактов на сумму 189 млн.
Общая стоимость работ компаний, принадлежащих друзьям Максима Соколова по 34 выигранным тендерам на обслуживание транспортных магистралей в Санкт-Петербурге и Ленинградской области за минувшие семь лет составляет 11,6 млрд рублей. Протяженность дорог, на которых велись работы – 1195 км. Средняя стоимость ремонта 1 км дороги в Ленобласти варьировалась от 6 до 10 млн рублей (в зависимости от года), а средний знаменатель равен 7 млн. Отметим, что средняя стоимость ремонта 1 км дорог у компаний, аффилированных с Соколовым, составляла 9,7 млн млн рублей. Похоже, фирмы друзей вице-губернатора практически всегда оказывали услуги по максимально возможной цене.
В целом выполнение подрядов на крупных федеральных трассах и суммарный объем госзаказов показывают технические возможности компаний. Фирмам Ходосовского и ЛСР хватило бы мощностей, чтобы захватить большую часть рынка в Санкт-Петербурге и удерживать ее за собой в том случае, если вице-губернатор и его приближенные окажут нужную поддержку. В перспективе появление новых игроков на рынке с «госпатронатом» может оставить многие предприятия малого и среднего бизнеса без возможности самостоятельно получать госконтракты и привести к дестабилизации дорожно-строительной сферы города.
Напомним, ранее СМИ писали о том, как бизнес-партнеры и друзья Соколова – семья Перминовых (владельцы ООО «Сатурн») и Николай Сергеенко (учредитель ООО «КН-ИНВЕСТ») - зарабатывают деньги в сфере строительства объектов дорожного сервиса (ОДС), концепцию развития которой одобрял вице-губернатор Петербурга еще на посту главы Минтранса РФ. При Соколове схема согласования строительства ОДС и выдачи земельных участков под объекты превратилась в закрытый механизм фильтрации «своих и чужих». Однако бизнесмены никаких затруднений не испытывают и получают на праве ограниченного пользования (сервитут) десятки гектаров земли от ФДА «Росавтодор» на прибыльных участках федеральных трасс и строят заправки, мотели, пункты питания.