По Набиуллиной зазвонил колокол инфляции
В то время как Росстат сообщает о стабилизации инфляции в России, а экономисты прогнозируют ее плавное, но уверенное замедление к концу года, детальная статистика российского Центробанка показывает резкое ускорение роста цен. Согласно Росстату, по итогам марта индекс потребительских цен в России вырос на 5,79% год к году (против 5,67% в феврале).
Рост цен на продукты питания замедлился с 7,72% до 7,58%, тогда как в непродовольственных товарах инфляция разогналась с 5,67% до 5,92%. Подробный отчет ЦБ об инфляционных тенденциях показал, что мартовский «успех» стал результатом начала сезонного снижения цен на овощи: они подешевели на 2,84% относительно февраля (с корректировкой на сезонность).
При этом инфляция с исключением волатильных и регулируемых государством компонентов (плодоовощная продукция, тарифы ЖКХ и и цены на нефтепродукты) совершила резкий рывок вверх.
Относительно февраля в этом сегменте цены подскочили на 0,8%. В пересчете на годовой показатель это дает цифру в 10,25% (mm saar) - максимальное значение с марта 2015 г., отмечает Евгений Суворов, экономист банка Центрокредит и автор telegram-канала MMI. Картина инфляции, которую представил ЦБ, выглядит «шокирующей»: в марте «произошло катастрофичное ускорение инфляции на уровне базовых компонент», отмечает он.
Именно этот индекс - инфляция без цен на плодоовощи, нефтепродукты и ЖКХ - наиболее близок к тому, что называется монетарной инфляцией, то есть такой, на которую денежно-кредитной политикой должен влиять ЦБ. «Скачок этого индекса - это не просто звоночек, а колокол в адрес ЦБ», - пишет Суворов.
По его прогнозу, на апрельском заседании регулятор повысит ключевую ставку сразу на 50 базисных пунктов, до 5% годовых. Такого же прогноза придерживается Наталия Орлова, главный экономист Альфа-банка. Инфляция за пределами продовольственного рынка продолжает ускоряться, а кроме того, из спячки выходит сектор услуг, где в марте рост цен достиг 3,2% год к году (против 2,9% в феврале). Все это в сочетании «с недавним резким ослаблением курса рубля это повышает вероятность более агрессивных действий ЦБ на заседании 23 апреля», отмечает Орлова.
Увеличенный шаг вверх по сравнению со стандартными 25 б.п. станет для ЦБ первым с 2014 г. Пока правительство упражняется в заморозке цен на масло и пытается не допустить дефицита сахара, двузначная инфляция надвигается на рынок потребительских товаров, по которому бьют девальвация рубля и рост стоимости контейнерных перевозок.
Во втором квартале потребителям предстоит увидеть новые ценники на электронику - на 10-20%. На столько же подорожает импортная одежда, прогнозируют аналитики Промсвязьбанка. «Одна из причин - рост стоимости материалов: с начала этого года цена хлопка увеличилась на 30-35%, а синтетических материалов из нефтепродуктов - на 20%. Помимо этого, у продавцов выросли издержки на логистику и расходы на увеличение фонда оплаты труда», - отмечает ПСБ.
Кроме этого, сказывается резкое - на 36% - сокращение импорта недорогих вещей в прошлом году из-за карантина и дефицита контейнеров в Китае, возникшего уже после отмены основных вирусных ограничений. Инфляционное давление «остается повышенным» из-за роста спроса и увеличения издержек производителей, констатирует ЦБ.
«Снижение годовой инфляции до 4% может задержаться до начала 2022 г.», - предупреждает регулятор.