Войти в почту

Центробанк указал на "недобросовестные практики" страховщиков

Банк России подготовил отчет о выполнении страховщиками ранее предписанных самим же регулятором рекомендаций по ограничению продаж страховых продуктов с инвестиционной составляющей. В этих рекомендациях ЦБ подчеркивал, что коммерсанты должны, используя специальные критерии, удостовериться в должном уровне знаний своих клиентов, приобретающих инвестиционные продукты. Кроме того, страховые компании должны были фиксировать факт этой проверки и ее результаты. Выяснилось, что страховой бизнес попросту игнорируют подобные предписания банка, не имеющие юридическую силу. "Некоторые страховые компании, вопреки рекомендациям регулятора, продолжают активно продавать сложные страховые продукты с инвестиционной составляющей, не проверяя уровень знаний клиентов и понимание ими особенностей и рисков таких инструментов", — говорится в обзоре Центробанка. В частности, по данным регулятора, страховщики заключали с несведущими клиентам договоры инвестиционного страхования жизни (ИСЖ) или накопительного страхования жизни (НСЖ). Они позволяют страхователям участвовать в инвестиционном доходе страховщика. В ЦБ подчеркнули, что реализация инвестпродуктов таким образом является "недобросовестной практикой", поскольку коммерсанты пользуются финансовой безграмотностью покупателей. Выявилось, что критерии проверки уровня знаний клиентов, которые используют многие компании, формальны, и могут быть неоднозначно истолкованы. "Часто критерии составлены таким образом, что практически любой потребитель может считаться знатоком сложных инвестиционных продуктов. А в ряде случаев сотрудники страховых компаний вносят ответы в проверочные анкеты за потребителя или оформляют договор на инвестиционный продукт, несмотря на отрицательный результат проверки знаний клиента", — говорится в сообщении банка. Продажи полисов страхования жизни выросли благодаря банковскому каналу: клиенты стали интересоваться новыми инструментами доходности, и развитие получили ИСЖ в качестве альтернативы банковским вкладам, отмечает гендиректор страховой компании "Ингосстрах-Жизнь" Владимир Черников. По его мнению, заключению сделок, где клиент не вполне осознавал, что покупает, помогает избежать корректно выстроенная связь между клиентом, банком-агентом и страховщиком. "На мой взгляд, [коммуникация] позволяет избежать неосмысленных действий со стороны клиентов. Важно, чтобы потребитель, приобретая тот или иной страховой продукт, понимал и чувствовал его: как минимум, с определенной регулярностью на протяжении всего срока выбранной им программы", — заметил в беседе с "Газетой.Ru" собеседник. Регулятор порекомендовал страховщикам в течение трех дней после заключения договора и до завершения периода охлаждения (14 дней, когда страхователи могут отказаться от полиса) обзванивать обладателей инвестиционных страховых полисов и уточнять, самостоятельно ли клиент заполнил проверочный опросник. На вопрос "Газеты.Ru", почему за недобросовестное поведение страховщикам дают только рекомендации, а не взыскивают, к примеру, штрафы, в ЦБ пояснили, что принимаемая мера соответствует не только законодательно установленной ответственности за конкретное нарушение, но также учитывает и другие критерии. "При этом для регулятора важно, чтобы данные нарушения не повторялись другими участниками рынка, поэтому Банк России, реализуя превентивный поведенческий надзор, направляет всем участникам рынка (и посредникам, а также агентам) рекомендации с указанием как выявленных недобросовестных практик, так и положительных, которые рекомендуются к использованию", — сообщили в пресс-службе банка. Во Всероссийском союзе страховщиков (ВСС) в свою очередь заявили, что "говорить о высокой частотности подобных нарушений нельзя", поскольку и союз, и ЦБ, и страховщики "провели огромную работу для организации продаж без каких-либо нарушений". "Говорить, что страховщики так поступают, тем более, что это какая-то система - нельзя, это единичные случаи. Кроме того, речь идет о внешних каналах продаж, которыми страховые компании напрямую управлять не могут, например — банках. В них это может происходить, например, ввиду неопытности продавца. Насколько нам известно, банковское сообщество также очень активно принимает меры по искоренению таких случаев", — заявили "Газете.Ru" в ВСС. В тоже время депутат Госдумы и лидер движения "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков убежден, что продажи сложных страховых продуктов с инвестиционной составляющей без проверки уровня знаний клиентов носят массовый характер. Правда, говорить о правонарушениях не приходится, поскольку в законах не прописаны четкие нормативы, порядок продажи подобных продуктов и критерии уровня специальных знаний клиентов, как нет и ответственности за эти нарушения, сетует депутат. Борьба ЦБ с этой проблемой не может быть эффективной, поскольку жонглирование терминами "недобросовестные практики", "недобросовестные страховщики", не создает для последних правовых последствий, полагает собеседник. "Рекомендательный характер порядка продаж вызван, в первую очередь, непрофессионализмом самих контролирующих органов, которые не понимают, как сформулировать критерии оценки грамотности клиентов, определить порядок их применения и алгоритмы проверки соблюдения страховщиками порядка продаж сложных продуктов", — указал в беседе с "Газетой.Ru" Лысаков.

Центробанк указал на "недобросовестные практики" страховщиков
© Газета.Ru