Войти в почту

Путин и Лукашенко осчастливили Варшаву: Литву теперь можно брать голыми руками

Решение Александра Лукашенко забрать у Литвы транзит белорусских нефтепродуктов сыграет на руку польской компании Orlen. К такому выводу приходит эксперт в сфере энергетики Матеуш Кубяк, статью которого опубликовало издание Dziennik Gazeta Prawna.

Путин и Лукашенко осчастливили Варшаву: Литву теперь можно брать голыми руками
© Свободная пресса

«Уход белорусского топлива из Клайпеды выгоден для компании Orlen. Принадлежащее полякам нефтеперерабатывающее предприятие в Мажейкяй получит сейчас более сильную переговорную позицию, чем литовские партнеры», - пишет Кубяк. Но тут же оговаривается, что в долгосрочной перспективе Варшаве стоит готовиться к серьезной конкуренции с белорусами, которые теперь могут рассчитывать на российские кредиты, средства для расширения производства и гарантированные поставки дешевого сырья. Иными словами, в Восточной Европе вырисовывается новая нефтегазовая действительность: Беларусь отходит в сферу исключительных интересов Кремля, а Польша получает возможность усилить свою экспансию в Прибалтике.

На первый взгляд, схема Кубяка может показаться грубой, но в общих чертах она соответствует действительности. Не секрет, что в погоне за региональным лидерством Варшава активно использует энергетику. Её главный инструмент – это, конечно, PGNiG («Польская нефтяная и газовая компания»). Есть еще концерн PKN Orlen, который появился в результате слияния двух крупнейших нефтеперерабатывающих производств Польской Народной Республики. С его помощью Польша в свое время установила контроль над единственным в Прибалтике Мажейкяйским нефтеперерабатывающим заводом.

Это предприятие оказывает серьезное влияние не только на экономику, но и на политику Литвы. Во много благодаря скандалу вокруг Мажейкяйского НПЗ президентом прибалтийской республики в 2003 году стал Роландас Паксас. До этого он демонстративно покинул пост премьер-министра в знак протеста против продажи завода американцам. Сделку лоббировали тогдашний глава государства Валдас Адамкус и спикер Сейма Витаутас Ландсбергис, а Паксас выступал за контракт с «Лукойлом» (чем и заработал репутацию «агента Кремля»).

После долгих подковерных игр флагман прибалтийской нефтеперерабатывающей промышленности достался польской Orlen (сумма сделки составила 2,8 миллиарда долларов).

Власти страны не скрывали, что при продаже завода руководствовались исключительно политическими аргументами. «Литве в отношении и политической, и национальной безопасности нужно не допустить, чтобы «Mazeikiu nafta» досталась российским компаниям, то есть возрождаемой и расширяемой российской энергетическо-политической империи», - говорил Витаутас Ландсбергис.

В итоге свою энергетическо-политическую империю за счет Литвы расширили поляки. И это не пустые слова. Условия работы Orlen Lietuva (так теперь называется нефтекомплекс Мажейкяйского НПЗ, Бутингского терминала и Биржайского нефтепровода) – предмет постоянных дискуссий, жарких споров и даже судебных разбирательств между польской компанией и властями республики. Варшава при этом не стесняется использовать Orlen в качестве рычага давления на Вильнюс.

«Почему литовцы, которые нас ненавидят, всегда голосуют на Евросовете так, как нам надо? Мы в свое время купили у Литвы Мажейкяйский НПЗ — самый большой завод в Прибалтике, самый большой налогоплательщик. И когда появляется какой-то спорный вопрос, разговор выглядит примерно так: «Даля Поликарповна, привет, как там в Литве — всё хорошо? Значит, так, чтобы ваш посол там не ошибся и нажал нужную кнопку, имейте в виду: Mazeikiu nafta готов купить Аликперов». И они голосуют как надо!», - хвастался в эфире «Первого канала» польский политолог Якуб Корейба.

Его слова, как ни странно, подтверждает «слив» разговора бывшего главы польского МИДа Радослава Сикорского и экс-директора Orlen Яцека Кравца. Последний жаловался на тяжелые условия ведения бизнеса в Литве. В ответ Сикорский заявил следующее: «Я хочу повоспитывать литовцев, чтобы они поняли, что ср…ть на Польшу без последствий нельзя». Как «повоспитывать»? Продать Orlen Lietuva россиянам.

Описанный разговор, разумеется, относится к периоду до событий на Украине (Сикорский был министром иностранных дел в правительстве Дональда Туска с 2007 по 2014 годы). Сегодня ни «Лукойл», ни «Роснефть», ни любая другая российская компания попросту не рискнет приобретать Мажейкяйский НПЗ. Поэтому Orlen и литовские власти, как ни крути, вынуждены плыть в одной лодке. Но взаимное недоверие никуда не делось.

Еще в 2008 году «Литовские железные дороги» под предлогом ремонта разобрали рельсы на коротком участке Мажейкяй (Литва) – Реньге (Латвия). Это самый короткий путь от нефтеперерабатывающего завода до латвийского порта. В результате продукцию Мажейкяйского НПЗ приходилось везти по более длинному маршруту. Страдала рентабельность Orlen, зато Литва одним выстрелом убивала сразу двух зайцев: загружала и свой Клайпедский порт, и свою железную дорогу.

Польская компания отказывалась с этим мириться. Латвия, разумеется, тоже требовала восстановить разобранный железнодорожный участок. На их стороне выступила Еврокомиссия: Литву оштрафовали на 28 миллионов евро и обязали восстановить сообщение между Мажейкяем и Реньге. Но проблемных вопросов все равно хватает.

К примеру, стороны постоянно спорят о железнодорожных тарифах. Несколько лет назад возникла странная ситуация, когда Orlen Lietuva и «Литовские железные дороги» по-разному рассчитывали ставку.

«Мы будем продолжать следовать существующим контрактам ставок. А Orlen интерпретирует все по-своему, полагает, что необходимо считать по-другому и каждый день оплачивает сумму меньшую, чем та, что указана в счетах-фактурах. Таким образом, долг увеличивается ежедневно», - заявлял тогдашний заместитель генерального директора ЛЖД Альбертас Шименас.

Ничего не напоминает? Точно так же Лукашенко платил России за природный газ по своим «справедливым» тарифам, которые были существенно ниже, чем прописано в контракте. В результате «Газпром» начислял Беларуси задолженность, а Батька её не признавал. До поры до времени.

Вообще, отношения Orlen с литовскими властями очень напоминают отношения Путина и Лукашенко. За ширмой стратегического партнерства, которое ни одна сторона не оспаривает, происходят постоянное перетягивание каната. И это логично: Литва хочет, чтобы польская компания работала в её интересах. А Польша воспринимает Прибалтику как часть своей большой нефтегазовой империи.

В этом контексте переориентация белорусского транзита, несомненно, усиливает переговорные позиции Варшавы. Литовский госоператор нефтяных терминалов Klaipedos nafta теряет альтернативных поставщиков – Мозырский и Новополцкий НПЗ. Его зависимость от сотрудничества с Orlen Lietuva становится критической. Поляки должны приветствовать тот факт, что нефтепродукты белорусского производства уходят в порты Ленинградской области.

«В долгосрочной перспективе, однако, усиление зависимости Белоруссии от России может представлять опасность. Возможный приход российского капитала в очередные белорусские концерны обеспечит их средствами для проведения модернизации и расширения производства, а также гарантирует поставки сырья на выгодных условиях. Это будет иметь существенное значение для польских компаний, чьим непосредственным конкурентом выступает Белоруссия», - пишет Матеуш Кубяк.

Как ни странно, с Литвой может приключиться та же история: для спасения своего нефтегазового сектора ей придется окончательно лечь под поляков. После приобретения Мажейкяйского НПЗ Orlen вела переговоры о покупке Klaipedos nafta, но тогдашнее правительство Литвы, по словам экс-глава Минэкономики Витаса Навицкаса, отреагировало на эти планы «довольно прохладно». Новая попытка, возможно, не за горами.

Именно вокруг концерна Orlen польские власти создают нового энергетического монстра: он уже поглотил государственную энергетическую компанию Energa SA, получил разрешение Еврокомиссии на приобретение нефтяной компании Grupa Lotos и собирается объединиться с PGNiG. Затем начнется вторжение на рынки соседних стран. В Литве для этого уже есть отличный плацдарм – Мажейкяйский НПЗ.