Войти в почту

Крадущаяся моська, затаившийся дракон: Литва объявляет холодную войну Китаю

Период президентства Дали Грибаускайте ознаменовался для Литвы большой неопределенностью в отношения с Китаем. С одной стороны, правящие социал-демократы и сменившие их в 2016 году «аграрии» (Союз крестьян и зеленых) пытались отхватить кусок китайского инвестиционного пирога. В более широком контексте прибалтийская республика рассматривалась как часть проекта «Один пояс – один путь»: через неё товары из КНР могли бы попадать на рынки стран Западной Европы.

Крадущаяся моська, затаившийся дракон: Литва объявляет холодную войну Китаю
© Свободная пресса

В то же время оппозиционные консерваторы во главе с «патриархом литовской государственности» Витаутасом Ландсбергисом считали коммунистический Китай плохим партнером и не упускали возможности это продемонстрировать. В частности, по их инициативе Вильнюс не раз посещал духовный лидер Тибета Далай-лама, что вызывало нервную реакцию Пекина.

В отчетах Департамента госбезопасности Литвы Китай провозглашен «угрозой национальной безопасности» с 2019 года: он якобы наводняет республику шпионами, вербует чиновников, стремится получить доступ к засекреченной информации. А с прошлого года двусмысленность в отношениях с КНР для Литвы окончательно ушла в прошлое. Победу на парламентских выборах одержали те самые консерваторы-лансбергисты – «Союз Отечества – Христианские демократы Литвы» (СО-ХДЛ). Первым делом они провозгласили, что будут защищать демократию по всему миру – «от Беларуси до Тайваня». Догадайтесь с одного раза, кто угрожает демократии на Тайване…

Все необходимые рычаги для реализации заявленного внешнеполитического курса у новой власти имеются. Президент Гитанас Науседа считается их человеком. Еще летом 2019 года он заявил, что инвестиции Китая в строительство внешнего глубоководного порта в Клайпеде могут угрожать национальной безопасности Литвы (хотя инвестировать в этот проект китайцы и не собирались).

Партнеры консерваторов по коалиции – либералы – тоже не собираются саботировать борьбу с Пекином. Настроенным на конструктив оппозиционным силам остается только молча наблюдать за тем, как тают последние надежды на привлечение денег из Поднебесной.

Глава литовского МИДа Габриэлюс Ландсбергис (внук того самого «отца нации») выразил свое отношение к Китаю во время переговоров с главой внешнеполитического ведомства Японии Тосимицу Мотеги. Он, в частности, обеспокоился «чересчур близким сотрудничеством Китая и России и возникающими гибридными угрозами».

Через несколько дней после этого прибалтийская республика перешла от слов к делу и отказалась от закупок сканеров для грузов китайской компании Nuctech. Та, разумеется, победила в тендере, предложив самые выгодные условия. Но правительственная комиссия заблокировала сделку на том основании, что китайское оборудование не соответствует критериям «национальной безопасности». Сканеры багажа якобы будут собирать информацию о пассажирах и передавать её прямо в руки злых коммунистов.

«Литва решила не быть частью техносферы, которая создается и контролируется Китаем», - заявил глава парламентского Комитета национальной безопасности и обороны (КНБО) Лауринас Кащюнас.

В действительности Вильнюс просто ублажает американцев, которые открыто борются с Nuctech. «Кампания, проводимая Советом национальной безопасности и горсткой американских агентств, пытается сплотить европейские правительства, чтобы искоренить Nuctech Co., имеющую большие связи китайскую государственную компанию, чьи системы досмотра грузов, багажа и пассажиров становятся неотъемлемой частью портов, пограничных переходов и аэропортов по всей Европе, - сообщала The Wall Street Journal в 2019 году. – Как и в случае с Huawei, акция против Nuctech является проверкой способности США убедить своих союзников избегать более доступного поставщика оборудования, основываясь на американских соображениях безопасности, которые компании считают необоснованными».

Что ж, Литва эту проверку успешно прошла. И пошла еще дальше. Уже упомянутый Лауринас Кащюнас недавно выступил с предложением составить список «ненадежных» поставщиков технологий. «Одна из идей состоит в том, чтобы определить очень конкретных производителей в недемократических странах, чье информационно-коммуникационное оборудование представляет потенциальную угрозу стране и национальной безопасности и не должно использоваться в Литве при внедрении мобильной связи пятого поколения 5G», - заявил депутат.

Прошло еще несколько дней, и вместо отдельных компаний он захотел определить целые страны, производители которых не должны поставлять Литве технологическую продукцию. По его задумке, при совершении госзакупок власти должны учитывать компонент «национальной безопасности». Это автоматически отсекает от тендеров, как минимум, три страны – Россию, Беларусь и Китай.

Параллельно Литва развивает бурную активность на поприще защиты прав человека. В прошлом месяце её сильно обеспокоило положение уйгуров в Китае. Эту тему в очередной раз подняла британская ВВС. Следом подключился американский Госдеп, который обвинил Китай в «преступлениях против человечности и геноциде». Литва тоже решила не проходить мимо: два комитета Сейма договорились разработать проект резолюции о положении уйгуров в КНР. От социал-демократа Довиле Шакалене поступило предложение инициировать «независимое международное правовое расследование о преступлениях в Синьцзяне».

«Мы не можем делать business as usual, мы должны реагировать», - заявила Шакалене, не скрывая, что литовский внешнеполитический курс определяется заявлениями чиновников из США.

Самый свежий выпад Вильнюса в адрес Пекина – это решение открыть торговое представительство на Тайване. Министр экономики Литвы Аушрине Армонайте говорит, что её страна просто расширяет сеть торгпредств за рубежом и пытается стать более заметной для потенциальных партнеров. Но какой ценой?

«Литва ничего не приобретет от выстраивания отношений с Тайванем. По большому счету Тайвань – это экономика, которая едва ли превосходит экономику провинции КНР. Здесь Литва теряет стратегическое партнерство с Пекином. Литва также выпадает из стратегии Брюсселя, который развивает сотрудничество с Китаем. Это даже более серьезное последствие, чем разрыв отношений с КНР», - предупреждает эксперт Российского экспортного центра, китаевед Николай Вавилов.

Официальный представитель китайского МИДа Ван Вэньбинь осудил намерения Литвы и призвал её не потакать «сепаратистским силам Тайваня». Открытым остается вопрос, перейдет ли Пекин к конкретным действиям. Китайские инвестиции прибалтийской республики уже не грозят – это понятно. Но ведь есть и банальный товарооборот между двумя странами. Департамент статистики Литвы сообщает, что экспорт в Китай в прошлом году составил без малого 316 миллионов евро (на 14,1% больше, чем годом ранее). Отказаться от этих товаров для Поднебесной – раз плюнуть, а найти для них новые рынки сбыта будет проблематично.

В целом же, чтобы наказать Литву, Китаю ничего делать не нужно. Достаточно просто обходить её стороной – не предлагать инвестиции, не развивать торговлю, не включать её в проект «Нового Шелкового пути». В новом десятилетии проигравшими окажутся те страны, которые не смогут извлечь выгоду из конструктивных отношений с КНР. Тем более в Европе, на которую китайцы смотрят с особым интересом.