Крипта на службе искусства: цифровую картину Винкельманна продали на аукционе за 70 млн долларов

На онлайн-торгах аукциона Christieʼs цифровая картина американского художника Майка Винкельманна ушла с молотка почти за 70 млн долларов. Она защищена технологией NFT на базе блокчейн, которая должна подтверждать подлинность произведения.

Крипта на службе искусства: цифровую картину Винкельманна продали на аукционе за 70 млн долларов
© BFM.RU

NFT — это невзаимозаменяемый токен. По сути, запись в реестре, существующем в виде блокчейн. Сами по себе токены можно представить как некий заменитель монет (условно — биткоинов) для применений, не связанных с расчетами. Изначально все токены были одинаковые, но потом придумали NFT — уникальные токены, которые существуют в единственном экземпляре. Если привязать цифровое произведение искусства, к примеру, изображение, к такому токену, можно будет однозначно отделить оригинал от его копий, объясняет блокчейн-консультант, сооснователь проектов UniDAO и Solomonic Денис Смирнов:

Денис Смирнов блокчейн-консультант, сооснователь проектов UniDAO и Solomonic «Раньше копия какого-то электронного произведения ничем не отличалась от своего оригинала. На уровне исходного кода они были одинаковыми. Использование NFT позволяет однозначно выделить оригинал среди всех копий. Всегда будет оставаться какая-то версия, на которую можно однозначно указать пальцем, сказать, что, это — оригинал. Еще важная вещь: так как любой токен на блокчейне — это, в первую очередь, смарт-контракт, то в эти токены можно зашивать какую-то дополнительную логику. То есть, например, владелец цифровой картины может создать ее таким образом, что, например, при перепродаже этой картины он всегда, в любой момент времени может получать какую-то дополнительную комиссию».

Весь февраль невзаимозаменяемые токены были на слуху. Блокчейн-компания Injective Protocol купила за 95 тысяч долларов одну из работ Бэнкси, оцифровала ее, привязала к цифровому двойнику уникальный токен, а потом сожгла оригинал, выполненный на листе бумаги. Все это вызвало неоднозначную реакцию.

Диджей 3LAU стал первым музыкантом, который токенизировал собственный альбом, а потом продал его, заработав почти 12 млн долларов.

Российский художник Покрас Лампас продал на криптоаукционе фотографию своей работы на Чиркейской ГЭС. Выручил намного меньше, порядка 29 тысяч долларов, но результатом доволен, сказал художник в эфире Business FM:

Покрас Лампас художник «Когда увидел, что российское сообщество начинает тоже активно выкладывать свои работы, и объединяться в социальных сетях, я посчитал важным подключить и свою аудиторию, и свою экспертизу, и свой взгляд на то, как можно реализовывать здесь проекты. Рад, что получилось не просто показать свой арт, но и выложить концептуальную историю, которая делалась на электростанции, и связана с выработкой той самой электроэнергии, нужной для создания NFT-токенов. Результатами, действительно, доволен. Я считаю, что это отличный пример того, что не только аналоговые работы имеют ценность, но и диджитал-работы. В том числе, фото- и видео-фиксации различных акций, съемок и того, что невозможно визуализировать на холсте или не всегда корректно печатать».

Если говорить про продажу цифровой картины Майка Винкельманна за рекордные 70 миллионов долларов, здесь важно то, что этим занимался лидер мирового арт-рынка, уважаемый аукционный дом Christieʼs. Но серьезные коллекционеры пока не интересуются цифровыми произведениями искусства, подлинность которых подтверждена технологией NFT, отмечает директор музея современного искусства «Гараж» Антон Белов:

Антон Белов директор музея современного искусства «Гараж» «Нет физического владения, и для настоящего коллекционера это тяжеловато воспринимать. Понятно, что сейчас и продается, и покупается только то, что очень популярно. На хайпе находится этот летящий и выпускающий радугу котик, гифка, проданная за какие-то десятки или сотни тысяч долларов. Все это такого же порядка. И конечно же, их покупают такие же фанаты, которые не являются профессиональными коллекционерами. Но им говорят, что вы, благодаря этому токену, являетесь владельцем этой самой гифки. Хотя миллион людей могут использовать ее и без вашего ведома. И они обыгрывают этот факт владения. Те, кто сейчас покупает это все, — это непрофессиональные коллекционеры. Это чаще всего какие-то люди, которые верят, что это «взлетит». Такая «пирамидальность» есть у этого всего».

И еще один момент, о котором почему-то редко вспоминают, а для коллекционеров это важно. В теории, любой человек может взять копию чужого цифрового произведения, встроить в нее уникальный токен, и объявить копию оригиналом. И поди докажи, что это не так. Да и непонятно, как проводить экспертизу таких цифровых произведений искусства. Так что вопросов здесь еще много. Но сама по себе идея весьма интересная.