Финансовые рынки вошли в период высокой турбулентности
Неопределенность усугубляется тем, что основные биржевые активы – акции, гособлигации и золото начали плотно коррелировать друг с другом. Такую же аномальную картину мы наблюдали весной прошлого года, когда мировые рынки накрыла коронавирусная распродажа.
Несработавшая защита
В середине февраля американский рынок акций завершил краткосрочный восходящий тренд историческими максимумами по основным индексам и перешел к снижению. Все попытки откупить просадки заканчивались неудачей. Большинство аналитиков объясняли такую динамику повышением доходностей американских казначейских облигаций US Treasuries из-за риска роста инфляции. Заявления же главы ФРС Джерома Пауэлла о том, что до целевого уровня по инфляции в 2% еще далеко, действовали на трейдеров буквально несколько часов.
Основания опасаться роста потребительских цен в принципе есть – за последнее время сильно подорожали практически все сырьевые активы. Например, с лета прошлого года рулонная сталь в США подорожала вдвое. Естественно, что рост стоимости сырья ведет к удорожанию конечной продукции.
Обычно в периоды появления на рынке новых страхов, реальных или надуманных, инвесторы перекладывают часть средств в золото, которое по-прежнему считается «вечной ценностью» и лучшей защитой от инфляции. Но именно сейчас золото спросом не пользуется. С 6 января золото торгуется в нисходящем тренде, потеряв за это время чуть более 10% стоимости.
При этом в последние дни золото очень часто коррелирует с рынком акций. Возможно, мы являемся свидетелями ухода в небытие столетиями действовавшей аксиомы о защитной силе золота и скоро котировки «желтого металла» будут зависеть лишь от уровня добычи и спроса на него со стороны ювелирной промышленности.
Схожая ситуация с биткоином, который многие стали также воспринимать как защиту от инфляции. После падения в конце зимы на 25% от исторических максимумов основная мировая криптовалюта отскочила на закрытии шортов, но так и не смогла возобновить рост.
Еще удивительнее выглядит рост фондовой Америки на 2,6% в первый день весны. Инвесторы обрадовались новости, что палата представителей конгресса США одобрила «пакет Байдена» о выделении экономике США $1,9 трлн, из которых $1 трлн пойдет непосредственно гражданам. Но ранее именно эти ожидаемые вливания вызывали наибольшие инфляционные опасения. Впрочем, оптимизм сохранился недолго и продажи возобновились.
Таким образом, инфляционные страхи не являются сильным драйвером падения. Скорее их можно назвать объяснением коррекции. Они ведь очень часто происходят и без веских причин. Следовательно, скоро трейдеры могут найти и повод для возобновления покупок. Все-таки объем денег в мире постоянно увеличивается.
Стальная хватка дивидендов
О том, что инвесторы не настроены на сильное падение, свидетельствует динамика акций развивающихся стран. Обычно в периоды фондовой депрессии управляющие активами первым делом начинают изымать средства с второстепенных рынков. Но сейчас этого не происходит. Более того, приток средств со стороны западных фондов в российские акции продолжается 17 недель подряд.
Во многом благодаря западным деньгам российский рынок акций выглядит в последнее время сравнительно сильно. Так, за вторую половину февраля индекс S&P 500 потерял 3,8% капитализации, а Индекс МосБиржи – 4,5%. На прошлой неделе российский индикатор вообще выглядел лучше американского.
Но результаты Индекса МосБиржи могли бы быть и более убедительными, если бы не обвал акций «Норильского никеля», на которые в структуре индикатора приходится 7,7%. Информация о подтоплении двух крупных рудников компании и частичной приостановке их работы привела к масштабным распродажам бумаги. С 19 февраля бумага потеряла более 20% стоимости. Пока все попытки отскока заканчивались неудачей и были лишь следствием закрытия шортов спекулянтами. Более предметно о перспективах бумаги можно будет рассуждать на этой неделе, когда менеджмент ГМК даст свои оценки влияния аварий на выпуск продукции.
Проблемы «Норникеля», акции которого так любят нерезиденты, не сказались на общем отношении последних к российским акциям в целом. Более того, можно сказать, что в выигрыше от данной ситуации оказались бумаги Сбербанка, которые прошлую неделю выглядели намного лучше рынка и, похоже, взяли курс на исторические максимумы.
Поддержку им оказало заявление главы банка Германа Грефа о том, что по итогам прошлого года банк планирует направить на выплату дивидендов ту же сумму, что и годом ранее. Таким образом, ожидаемая дивидендная доходность акций Сбера, исходя из текущих цен, составляет 6,7%, что неплохо для эмитента такой величины. При этом инвесторы помнят, что эти акции обычно закрывают дивидендный гэп очень быстро.
Но такая дивидендная доходность меркнет перед ожидаемыми выплатами черных металлургов. Годовая дивидендная доходность «Северстали» и НЛМК может достигнуть порядка 20% (благодаря резкому росту цен на сталь, наблюдаемому с осени прошлого года). Эмитенты из данного сектора в последнее время также торгуются намного лучше рынка.
Приближение дат отсечек реестров под годовые выплаты будет и дальше сдерживать российский рынок акций от падения в случае ухудшения внешнего фона. К тому же его поддерживают высокие цены на нефть. Западные инвесторы традиционно рассматривают рублевые активы через эту призму. Действительно, дорогие энергоносители не только улучшают состояние бюджета России и нефтегазовых компаний, но и косвенным образом позитивно влияют на финансовые результаты эмитентов многих других секторов экономики.
Правда, в последнее время аналитики говорят о неизбежности коррекции нефти. Об обоснованности этих мнений может свидетельствовать то, что в нефтяных фьючерсах продолжает сохраняться бэквордация, то есть дальние стоят дешевле ближних. Однако в любом случае обвала нефти ждать не стоит, для этого просто нет объективных причин. Принятое же в прошлый четверг ОПЕК+ решение не наращивать добычу в апреле и вовсе может отложить сценарий коррекции нефти на несколько недель.
Но дорогая нефть и высокие дивиденды все-таки будут оказывать лишь поддержку российским акциям. Определяющим же фактором для них по-прежнему будет оставаться динамика американского рынка, который в ближайшее время продолжит торговаться с высокой волатильностью.
1
1