Войти в почту

Это ужасное бедствие - голодание более 40 миллионов людей - развернулось на территориях, контролируемых победителями в вой­не - большевиками.

Голод в Поволжье
© Мир новостей

Известный тогда социолог П.А. Сорокин побывал в поволжских деревнях и своими глазами увидел жуткий продовольственный апокалипсис: «Избы стояли покинутые, без крыш, с пустыми глазницами окон и дверных проемов. Соломенные крыши изб давным-давно были сняты и съедены. В деревне, конечно, не было животных - ни коров, ни лошадей, ни овец, коз, собак, кошек, ни даже ворон. Всех уже съели».

Бывшие при царе житницами России Поволжье и Южный Урал пострадали больше всех. Здесь с осени 1920 года и до лета 1922-1923 годов голодали и умирали наиболее длительно, жутко и массово. Каннибализм был обычным будничным явлением в трех десятках губерний бывшей великой Российской империи. Эти страшные факты были описаны многими свидетелями.

ПРИЧИНЫ ГОЛОДА

Новой власти Ленина и Троцкого это страшное горе даже помогло: не надо больше с огромными затратами сил усмирять крестьянские бунты (как это сделали в Тамбовской губернии, где командарм Тухачевский просто потравил восставших крестьян ипритом). Голодным не до восстаний, они Христа ради ищут хоть какого-то пропитания и подаяния…

Интересный факт. Под предлогом помощи голодающим Ленин велел изымать ценности у церкви. Из ограб­ленных храмов было только золота вывезено более полутонны, почти столько же серебра. Отнято бриллиантов 35 670 шт., прочих драгоценных камней 71 762 шт. Примерно на два с половиной миллиона золотых рублей отняли у церкви ценностей, и только половина денег ушла на закупку еды. Остальные были обречены на «приближение мировой революции».

Историки называют сегодня несколько главных причин возникновения голода.

Первая. Несмотря на послевоенные трудности, крестьяне продолжали сеять и убирать урожай. Но идеология большевиков все перевернула с ног на голову. Их новая политика военного коммунизма во главу угла ставила не рыночные механизмы производства и торговли, а чисто шариковское «взять, да и поделить!». Вернее, просто отнять. Страшные, бессмысленные и кровавые продразверстки выгребали хлеб из амбаров подчистую. Дорвавшиеся до власти деревенские лодыри с винтовками и «Лениным в башке» отнимали у трудолюбивых крестьян даже семена на весеннюю посадку, после чего о следующем урожае нечего было и мечтать.

Да и какой смысл людям было горбатиться в поле, если они поняли: сколько ни посей и вырасти - все отберут и обрекут на голодную смерть.

Вторая. Еще не закончилась гражданская война, а уже в 1920 году правительство большевиков заключило договоры на экспорт российской пшеницы. На вырученное золото они собирались делать «мировую революцию». А тот факт, что в десятках регионов страны людям было нечего есть, волновал большевиков мало. Ну что для них Самарская, Саратовская губернии, Южная Украина, Крым, Казахстан и Западная Сибирь с общим населением в 90 миллионов человек? Они грезили скорым мировым владычеством, так что идеолог большевизма Владимир Ленин не скрывал, что для победы «мировой революции» ему не жалко будет отправить на тот свет и сто миллионов россиян. И товарищ Троцкий в пенсне радостно кивал и поддакивал. Именно его, кстати, назначили помогать голодающим. Нечего и говорить, как этот красный террорист из Одессы «помогал» русскому крестьянину…

Третья. Конечно, сыграли роль и природные условия, и послевоенная разруха. Значительно позже официальные власти СССР признали: мол, голодало 28 миллионов человек, хотя в реальности на грани голодной смерти находилось от 40 и выше миллионов. Власти кивали на жестокую засуху 1921 года, когда погибла четверть посевов: мол, урожайность в 1921 году составила 43% от уровня 1913 года. Но эксперты считают это лукавыми отговорками. Именно чрезмерные объемы продразверстки в 1920-1922 годах были главным двигателем машины голодных смертей.

Да, зима с 1920 на 1921 год была очень морозной, и озимые померзли, а летом началась засуха. Но такое бывало и раньше, однако люди не ели траву и друг друга, не истребляли всех собак и кошек и не варили щи из крыс.

СЫТЫЕ И ГОЛОДНЫЕ

Итак, большевики гуляли по буфету: пока в российских селах люди вымирали от отсутствия еды, на запад шли, гудя, эшелоны с пшеницей.

Новой власти нужно было золото на ее сумасбродные политические цели. Правда, комиссары в тужурках понимали: если миллионы голодающих из того же Поволжья ринутся в Москву, то им не хватит пулеметов и орудий, чтобы отстреливаться. Поэтому большевики издали строгий указ о запрете передвигаться по стране. Осуществляли «голодный террор» с помощью полков милиции с наганами. Так миллионы человек оказались заперты и обречены на поедание лебеды и друг друга в голодающих губерниях.

Творились жуткие вещи. Озверевшие голодающие сбивались в стаи и, потеряв остатки разума, занимались охотой на людей. Их отлавливали милицейские подразделения и расстреливали на месте. Но это помогало мало.

Интересный факт. На 1921 год в Москве в хранилищах было более 15 миллионов пудов зерна. А завезли в страну с помощью АРА 30 миллионов пудов. Правда, у некоторых исследователей создается впечатление, что зерно, поступив, снова вывозилось обратно за рубеж, чтобы пополнить ленинские золотые запасы. К тому же есть версия, что американские представительства в России занимались не столько благотворительностью, сколько скупкой ценностей и отправкой их за рубеж, ведь там подвизались заокеанские бизнесмены с очень сомнительной репутацией.

ПОДОСПЕЛА ИНОСТРАННАЯ ПОМОЩЬ…

Зато в России разрешалось работать гуманитарным иностранным организациям. Именно они летом 1921 года организовали Всероссийский комитет помощи голодающим (Помгол). Работал в России и помогал людям Фритьоф Нансен, знаменитый на весь мир полярный исследователь. Американская администрация помощи (АРА) создавала свои представительства в России, и деньги из США пошли на помощь россиянам.

А что творилось с детьми? В 1921-1922 годах более полутора миллионов крестьянских детей бродяжничали. Некоторые промышляли убийствами и каннибализмом, просили подаяние и воровали. Детская, подростковая смертность тогда достигала 50% по всей стране.

К середине 1922 года массовый голод прекратился, поскольку урожай был больше, а изымать стали все же поменьше, иначе вся страна бы просто вымерла.

Интересный факт. Ленин в 1921 году распорядился закупить около миллиона тонн продуктов мукомольного производства на 92,6 млн золотых рублей из золотого запаса Российской империи. При этом его подручный Троцкий потратил 200 млн руб­лей золотом на так называемую паровозную аферу. По дико завышенным ценам в Швеции на заводах Нидквист и Хольм, которые по объему производства уступали Путиловскому заводу в шесть раз, закупили локомотивы. Сколько «откатили» товарищу Троцкому за столь щед­рый контракт, доподлинно неизвестно. Но ясно одно: если бы на эти деньги купили зерно, можно было бы спасти миллионы жизней россиян. Историк Юрий Антонцов говорит: «Если бы эти средства были потрачены на закупку хлеба, каждый голодающий получил бы по 160 кг мукомольных продуктов».

СТРАШНЫЕ ИТОГИ

Итак, кому - война, кому - мать родна… Подонки от власти и бизнеса (вроде известного по литературе подпольного миллионера гражданина Корейко) сказочно обогащались на человеческом горе, а миллионы людей умерли от голода. Историки сегодня считают, что в результате умышленно созданного голода в 1921-1922 годах в России, Казахстане и на Украине (тогда это была единая страна) погибло от 5 до 7 миллионов человек.

Западный исследователь Роберт Конквест написал книгу о тех годах «Террор голодом». Цитируем: «Страшный голод 1921 г. произошел не потому, что кто-то принял решение уничтожить крестьян таким методом. И полагать, что он произошел стихийно, тоже неверно. Погода была плохой, но уж не настолько, чтобы вызвать подобное бедствие. Главным фактором голода был метод советского правительства добывать хлеб с помощью реквизиции».

Евгений Малякин.

Фото: TOPFOTO/FOTODOM,

П. Балабанов/РИА «Новости».