Несговорчивость ближневосточных поставщиков усилила потребность Польши в нефти из РФ
Польше придется отказаться от антироссийской политики ради экономической стабильности и возобновить контракт с «Роснефтью» на поставки нефти, рассказал руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов в беседе с ФБА «Экономика сегодня».
Поставки российской нефти крупнейшей нефтеперерабатывающей компании Orlen из Польши могут возобновиться. Пресс-служба польской организации заявила, что в настоящее время проходят переговоры с «Роснефтью».
Российская компания подписала прямой договор с Orlen в 2013 году сроком на три года о поставке ресурса по нефтепроводу «Дружба». Стороны условились на шести миллионах нефти в год за 15 млрд долларов. Перед истечением срока в декабре 2015 года соглашение продлили еще на три года, увеличив объемы до 25,2 млн тонн. Следующее и, как оказалось, последнее продление произошло в январе 2019 года – тогда Польша решила раз и навсегда разорвать сделку с Российской Федераций ради безопасности и ухода от так называемой зависимости от российской нефти.
Однако фактически причина оказалась меркантильной: польская Orlen не смогла договориться с «Роснефтью» о льготной цене. В политическом еженедельнике «Мысль Польши» разрыв контракта назвали успехом и «стратегическим переломом в диверсификации поставок», а также «разворотом Польши спиной к России».
Дальнейшая ситуация наглядно демонстрировала, что в момент переломного разворота Варшава не только остановила 55-летнюю «Дружбу», по которой импортировала все необходимое сырье местным нефтеперерабатывающим заводам, но и навредила прежде всего себе. После ухода «Роснефти» Польша отправилась на поиски дешевой и безопасной нефти, способной заместить российскую.
«Безусловно от того, что Польша в любое время может поменять своих поставщиков, нельзя назвать чем-то из ряда вон выходящим. Это нормально, когда страны приобретают сырье у нескольких государств. С газом, например, ситуация обстоит иначе – потребитель «привязан» к газопроводу, если это, конечно, не сжиженный природный газ, транспортируемый танкерами.
Поэтому решение польской стороны наладить контакт с «Роснефтью» сложно назвать неожиданностью и вполне возможно, что стороны договорятся о поставках», - предсказал исход переговоров Orlen и российской компании Александр Перов.
Польша погрязла в политических принципах
Сырье из РФ занимало треть нефтяного импорта этой страны, при это баррель обходился Варшаве почти на два доллара дешевле нефти, приобретаемой Европейским союзом. Иными словами, экономия польской стороны за счет сотрудничества с «Роснефтью» составляла около 0,22 млрд евро при приобретении 25 млн тонн.
Но Польша предпочла игнорировать все преимущества контракта с Россией, питая надежду, что разрыв поможет ей укрепить торговые связи с Саудовской Аравией, начало которым было предусмотрительно положено в 2016 году. Гендиректор Orlen Войцех Ясински заключил с Saudi Aramco контракт на 200 тысяч тонн нефти в месяц. Через два года объемы нарастили до 300 тысяч, а 2020 году находчивая компания Orlen решила за шесть месяцев купить 800 тысяч тонн саудовской сырой нефти, объяснив решение «реальным вкладом в повышение энергетической безопасности Польши».
На деле реальной здесь оказывается только завышенная цена, по которой Варшава вынуждена закупать сырье в рамках отказа от сотрудничества с крупнейшим поставщиком в Европе. Польша, одновременно находясь на транзитном маршруте, отказалась от финансовой выгоды за счет дешевой транспортировки сырья и конкурентного преимущества в угоду политических предпочтений. Из-за этого местные нефтеперерабатывающие заводы, адаптированные именно под российскую нефть, несут большие финансовые издержки.
«Общемировая тенденция меняется. Например, страны стараются не быть прикрепленными только к одному поставщику энергоресурсов и, соответственно, переключаются на кого-то еще. Так поступает Китай.
Поэтому если Варшава решила переключиться на ближневосточную нефть или сырье из Саудовской Аравии, она не автоматически не превращает такие поставки в менее безопасные или более выгодные. Тем более то, что время от времени происходит в районе Персидского залива, это подтверждает», - пояснил эксперт.
Варшаве придется признать ошибку
Для продолжения стратегического маневра польской стороне остается лишь заключить долгосрочные контракты с ближневосточными поставщиками, которые, к сожалению Варшавы, не только не готовы предоставлять скидки после пандемии коронавирусной инфекции, но в принципе не способны обеспечить Польшу необходимыми объемами сырья. Все дело в том, что сорта, которые есть на Ближнем Востоке, не подходят на все 100% польским нефтеперерабатывающим заводам.
В экспертном сообществе предполагают, что Польша столкнется с трудностями и ей придется признать промах сразу после того, как Эр-Рияд поднимет стоимость нефти для повышения спроса на мировом рынке и сокращения переизбытка. Поэтому единственным разумным вариантом для польской Orlen станет возвращение к сотрудничеству с «Роснефтью».
Александр Перов считает, что при таком сценарии польской стороне следует отказаться от политики и задуматься об экономической выгоде. Тема поставок нефти, отмечает эксперт, менее политизирована, чем тема трубопроводных газовых поставок. Из-за этого мы можем наблюдать, что в странах Европейского союза мнение о необходимом избавлении от энергетической зависимости от Российской Федерации касается в первую очередь сотрудничества с «Газпромом». С нефтью ситуация складывается иначе, что дает надежду на здравомыслие Польши, которая решиться выйти на путь перемирия.
К тому же на фоне недавних новостей о решении ОПЕК+ индивидуально разрешить РФ нарастить объемы добычи нефти на 130 тысяч баррелей в сутки попытки польской стороны наладить импорт сырья выглядят привлекательными и выгодными для России.