Тридцать миллионов рублей на оплату штрафов
В феврале российские граждане перечислили минимум 30 млн рублей в поддержку оштрафованных участников протестов, а также помогающих им правозащитников и освещавших акции журналистов. Деньги собирали в ходе YouTube-трансляций, благотворительных аукционов и просто призывов в соцсетях, пишет «Коммерсантъ».
После зимних несанкционированных митингов только в Москве в суды поступило почти 6 тысяч административных дел. Совокупная сумма штрафов составила более 6 млн рублей. В этот раз правозащитники опробовали метод благотворительных сборов на штрафы. Например, директор фонда «Городские проекты» Максим Кац провел серию YouTube-трансляций — собрал в разы больше, чем требовалось:
Максим Кац директор фонда «Городские проекты» «Мы провели уже десять стримов, собрали в общей сложности более 17 млн рублей и помогли более чем 700 пострадавшим. Мы специально нигде не аккумулировали средства, не было никакого фонда, никто не брал никакую комиссию, чтобы не было потом каких-то вопросов, претензий. Мы просто смотрели решения суда и просили открыть электронный кошелек, призывали людей напрямую туда переводить средства. По 50 рублей, по 100, иногда по 500-1000. Мы считаем, что компенсировать нужно не только саму сумму, но и неудобства, которые человек понес за общение с полицией. Так что если люди хотят пожертвовать больше, чем размер штрафа, то мы не против. Но бывало, особенно когда пенсионерам собираешь, люди очень хотят поучаствовать в их судьбе и показать им, что они не одни. Резонанс очень большой, он существенно больше, чем я ожидал».
За участие в несанкционированных митингах суды штрафуют на сумму от 10 тысяч до 20 тысяч рублей. Могут присудить общественные работы, могут назначить арест на срок до 15 суток. Регулярно штрафуют и за одиночные пикеты.
Интересна статистика протестов этого года. По подсчетам картотек московских судов, число административных арестов по сравнению с летними протестами 2019 года выросло в разы. При этом сумма штрафов за недавние акции — те самые 6 млн рублей — оказалась в 2,5 раза меньше, чем в 2019-м.
Делать каких-то категоричных выводов по этому поводу не стоит — это не значит, что суды меняют вектор со штрафов на аресты, считает политолог, преподаватель РАНХиГС Екатерина Шульман. Она также проводила у себя благотворительную трансляцию, собирала деньги для правозащитников. Планировалось собрать 300 тысяч, в итоге зрители перевели более 5 млн рублей. Отклик неожиданно большой, но инструмент штрафов все еще остается действенным в глазах правоохранителей, продолжает Екатерина Шульман.
Екатерина Шульман политолог «Арестов стало больше по сравнению с аналогичными делами 2019 года. Но по-прежнему аресты к штрафам соотносятся как один к двум. Штрафы — вообще преимущественный инструмент и это уже тенденция последних нескольких лет. Я бы сказала, что, начиная с 2019 года, когда стали вводиться изменения в кодекс об административных правонарушениях, они вносились именно по линии повышения объема штрафов. И далее пошла такая тенденция частичной декриминализации. В общем, можно сказать, что в этом есть нечто гуманистическое. Конечно, штрафы лучше, чем посадки. Но идея, что можно таким образом, людей разорить, напугать и демотивировать от политического участия, явно в умах лиц, принимающих решение, присутствует».
Можно вспомнить и другие яркие примеры: псковскую журналистку Светлану Прокопьеву по статье «Оправдание терроризма» решили оштрафовать на 500 тысяч рублей. Бросив клич о помощи в соцсетях, журналистка собрала более 2,5 млн рублей. А фотограф Дмитрий Марков и вовсе опробовал идею аукциона: свою фотографию с силовиком в балаклаве он продал за 2 млн рублей, хотя торги начинались с 10 тысяч. Деньги фотограф поделил поровну, между «ОВД-Инфо» и «Апологией протеста».