Торговая война КНР и США обретает цифровую форму

Преимущество КНР помещает США последовать совету главы Атлантического совета НАТО о применении нового способа сдерживания Пекина и китайской финансовой системы, рассказал ФБА «Экономика сегодня» проректор РАНХиГС, доктор экономических наук и заслуженный экономист Российской Федерации Андрей Марголин.

Торговая война КНР и США обретает цифровую форму
© ФБА "Экономика сегодня"

Активная разработка и внедрение цифрового доллара поможет Соединенным Штатам Америки сдержать Пекин и китайскую финансовую систему. Такой совет администрации президента Джозефе Байдена в колонке для сайта CNBC дал глава Атлантического совета, аналитической организации при НАТО, Фредерик Кемпе, подчеркнув, что преимущество останется за китайской стороной.

Китай перехватил эстафетную палочку

Власти Соединенных Штатов скептически рассматривают перспективу внедрения американской цифровой валюты, несмотря на то, что ее разработкой якобы уже занимается Федеральная резервная система США при поддержке, как заявила министр финансов Джанет Йеллен, Массачусетского технологического института и Федерального резервного банка Бостона.

Оценивая идею аналитика НАТО, экономист Андрей Марголин, выдвинул два теории. Одна и самая важная из них состоит в том, что Китай далеко продвинулся в работе по созданию цифровой национальной валюты, не имеющей физического воплощения в виде банкнот или монет и работающая на блокчейне.

Более того, цифровой юань уже опробован. В августе прошлого года стало известно, что один из крупнейших государственных банков КНР China Construction Bank запустил в официальном приложении регистрацию электронных кошельков для новой формы юаня, благодаря чему ее могут использовать не только компании и некоторые госучреждения, но и физические лица.

«Китайская сторона в этом смысле оказалась на полшага впереди. Кроме того, мне кажется, что логика дальнейшего внедрения подобных денежных форм и успех будут зависеть от степени доверия к той или иной валюте. Больше перспектив будет у той, доверие к которой выше», - пояснил эксперт Марголин.

Вторая теория по версии собеседника ФБА «Экономика сегодня» предполагает длительность нахождения доллара США на позиции мировой резервной валюты.

«Пока американская валюта во многом выполняет свои функции. Но постепенно значение доллара в международных торговых операциях снижается. Очень надеюсь, что такая тенденция не остановится независимо от того, каким будет доллар: цифровым, буквенным, бумажным или каким-то еще», - подчеркнул эксперт.

В экспертном сообществе давно отмечают, что современная валютная форма способна составить конкуренцию доллара за возможности ускорять сделки, что снижает потребность в устаревающих долларовых платежных системах SWIFT и CHIPS. Несмотря на состояние доллара, которое значительно ухудшилось на фоне последствий пандемии коронавирусной инфекции и мирового экономического кризиса, в Министерстве финансов Соединенных Штатов уверены, что трансформация в цифровую форму позволит многим американцам получить достаточный доступ к финансовой системе страны и традиционным платежным системам, который в настоящее время несколько ограничен.

Торговая война выйдет на другой уровень

Соединенные Штаты и Китай ведут торговое противостояние, которое отражается на каждом шаге государства. Не исключено, что американская сторона, активизировав деятельность по созданию цифровой валюты, постаралась в очередной раз задеть Пекин, который ранее в качестве ответного шага на Вашингтона ввел ввозные пошлины в размере от 10% до 25% на разные группы товаров из США, которые грозят американскому экспорту потерями на 60 млрд долларов.

Соперничество двух стран должно сыграть на руку Российской Федерации, которая может получить долю китайского рынка, которую при усилении торговой войны, освободят США. Рассуждая о влиянии нового этапа, характеризующегося «боем» цифровыми валютами, Андрей Марголин отметил, что России опасаться практически нечего.

«Дело не в степени цифровизации валют, а в готовности управленческих элит США и Китая к поиску взаимных компромиссов. Для американцев это вопрос экзистенциального выбора – им пора отказаться от идеологии града на холме, потому что не будет больше никогда такого, что по мановению волшебной палочки и приказам из Вашингтона события в мире будут разворачиваться, куда хочет Америка.

Если американцы поймут и признают этот факт, вполне возможно мирное существование с Китаем, который в отличие от США ведет себя взвешенно. Поэтому важнее не то, какую форму национальной валюты введет та или иная страна, а то, насколько сильна будет российская экономика. Именно этим аспектом все решается, и он поможет не отражать негативное влияние торговой войны США и КНР», - подчеркнул эксперт.

Рубль покоряет цифровое пространство

Москва, в свою очередь, не отстает от мировых трендов. В октябре 2020 года Центральный банк России анонсировал новую форму валюты, уточнив, что она предстанет в виде уникального цифрового кода и будет храниться на специальном электронном кошельке. При этом передача от одного пользователя другому превратится в перемещение цифрового кода с одного кошелька на другой.

«Новые формы валют отвечают современным тенденциям – такие технологии обязательно будут пробивать себе дорогу. Единственное, что тренд в первую очередь касается «понятных» валют таких стран, как, например, Китай, Соединенные Штаты Америки, Российская Федерация. Но при этом не имеет отношения к криптовалютам», - пояснил собеседник агентства.

Цифровая валюта отличается от криптовалют в первую очередь тем, что выпускается Центральным банком и выступает альтернативным официальным платежным средством в дополнение к наличным и безналичным деньгам. В настоящее время национальные цифровые валюты разрабатывают около 70 стран. Наиболее активными являются Китайская Народная Республика и Швеция.