Фемистокл Басиас: главный банкир Москвы из коммуналки
В истории античной Греции известен политик и реформатор Фемистокл. В прошлом российских финансов тоже отметился свой Фемистокл, хотя и менее знаменитый, чем его античный тезка.
Понтийский грек Фемистокл Анатольевич Басиас родился в 1881 г. в Ростове-на-Дону и в юности прошел путь, нередкий для молодежи той эпохи. Студентом юридического факультета увлекся левыми идеями, накануне первой русской революции вступил в нелегальную партию социал-демократов. В начале Первой мировой войны оказался среди миллионов мобилизованных, на фронте получил тяжелое ранение и с тех пор пугал собеседников искусственным стеклянным глазом.
Февральскую революцию 1917 г. демобилизованный грек встретил в Петербурге мелким служащим Азовско-Донского банка, одного из крупнейших в Российской империи. Вместе со старыми товарищами по социал-демократической партии принял активное участие в октябрьских событиях. Начало Гражданской войны встретил работником Народного банка. В советской стране Нарбанк заменил царский Госбанк, и Фемистокл Басиас, имевший дореволюционный опыт работы в кредитных учреждениях, оказался среди его сотрудников. Впрочем, работа в главном банке страны на пике Гражданской войны была далека от офисных заседаний и бухгалтерских расчетов.
Летом 1919 г. одноглазый грек отвечал за эвакуацию денег и ценностей из банковских филиалов на юге России, которым угрожало наступление белых армий. В июне Басиас сумел вывезти из Харькова авуары местных банков, несмотря на неожиданный прорыв белых в центр города. В следующем месяце ему пришлось пробираться в Одессу сквозь мятежные районы, кишащие различными бандами. В главном торговом порту Черноморского региона Фемистокл Басиас собрал все банковские ценности в несколько железнодорожных вагонов и под охраной трех десятков матросов вывез их из города. Когда железные дороги перерезали войска Деникина и Петлюры, советский банкир сжег все бумажные деньги, погрузил золото и серебро на два десятка телег и через степи двинулся на север, искать отступающие красные части.
Одесские драгоценности Фемистокл Басиас в целости и сохранности доставил в Москву осенью 1919 г. и в следующем году занял пост главного финансиста советской столицы. К тому времени масштабная гражданская междоусобица и военный коммунизм ликвидировали все банки, а инфляция стремительно превращала любые купюры в никчемные бумажки. Однако именно в 1920 г. Басиас утвердил решение о финансировании столичными властями первого детского театра (будущего ТЮЗа). Его создательница, режиссер Наталия Сац позднее вспоминала, как на возражения прочих финансистов о том, что «не время» для детских театров в разгар войны, одноглазый грек ответил кратко: «Времена не путайте. Сейчас то время. О детях заботиться будем, но смету урезать придется».
С приходом нэпа, новой экономической политики, Фемистокл Басиас вновь вспомнил свое банкирское прошлое. На исходе 1922 г. по его инициативе в советской столице создается Московский городской банк. 62% акций нового банка принадлежало столичным властям, остальные находились в собственности кооперативов, жилищных товариществ и даже частных лиц.
Именно Басиасу пришлось восстанавливать бюджет Москвы по окончании Гражданской войны. Под его руководством в 1924 г. начал карьеру финансиста бывший командир кавалерийского взвода Арсений Зверев, в будущем сталинский нарком (министр) финансов.
В 1925 г. одноглазый грек Фемистокл стал первым руководителем Акционерного общества «Цекомбанк» – Центральный банк коммунального хозяйства и жилищного строительства создавался как главный в СССР орган кредитования соответствующих отраслей. В 1928 году Басиас вошел в президиум Госплана РСФСР, возглавив его бюджетный отдел, – по факту стал одним из руководителей всей экономики и финансов главной союзной республики. На тот момент тезка знаменитого античного политика, один из ведущих советских банкиров проживал в комнате коммунальной квартиры на Никитском бульваре. Там он и умер весной 1930 г. от сердечного приступа.