В Facebook актера Максима Виторгана появилась информация, согласно которой персональная страница актрисы «Июльансамбля» Варвары Шмыковой удалена с сайта Центра имени Мейерхольда. Комментаторы предположили, что это связано с участием актрисы в протестах и записью видео в поддержку Алексея Навального.
Арт-директор Центра имени Мейрхольда Елена Ковальская написала в комментариях, что страница закрыта временно: «Мои сотрудники сопротивлялись, но сделали это по моему требованию. Что мною двигало или кто, объяснять не буду».
Позже Ковальская заявила РИА Новости, что Шмыкова в любом случае продолжит играть в спектаклях. Сама актриса написала в Facebook, что в понедельник принесла Ковальской цветы, потому что у нее день рождения, и назвала ее «по-прежнему честным и очень смелым человеком» Мы обсудили происходящее с театральным критиком Павлом Рудневым, который вместе со Шмыковой ведет подкаст «В своем репертуаре».
— Мне кажется, что выражение политических взглядов не может быть причиной для каких-либо репрессий и лишения права на информацию и права на работу. [Очевидно], что это сделано под давлением властей, [а что касается] Елены Ковальской, конечно, мне ее очень жалко, и мне кажется, что это какой-то очень неверный, нетактичный, несправедливый шаг тех, кто это делает, потому что он выражает только страхи тех, кто выше, тех, кто ниже. Порождение страхов порождает фантомы.
— Насколько, на ваш взгляд, это решение было ожидаемо? Все-таки Центр такой прогрессивный, и сама Ковальская не была замечена в какой-то антипатии оппозиции.
— Центр Мейерхольда, конечно, прогрессивный, но он является частью государственной театральной системы. Для меня многие шаги власти сегодня неожиданные. Если чувство протеста таким образом гасится, то этот протест просто перейдет в подпольную форму, и его будет вообще невозможно контролировать. Мне кажется, что это недальновидное, неумное решение.
Можно констатировать, что в протестах 2021-го появились новые лица. Из наиболее заметных медиаперсон, кто участвовал в прошлых акциях, можно вспомнить Татьяну Лазареву, Юлию Ауг, Анатолия Белого. Мы поговорили c актером Анатолием Белым:
— У меня не было пока проблем никаких. То, что с Варей происходит, я знаю, это плохо.
— Можно ли сказать, что у последних протестных акций появились новые лица, в том числе Варвара Шмыкова, Александра Бортич?
— Я так не люблю какие-то названия вешать — протестные лица, протестные руки, протестные ноги. Я не знаю, давайте вы сами будете их называть, как хотите. Я думаю, что это просто люди, которые не могут молчать, и вот они и говорят. И я в том числе. Пока нам дают возможность говорить — мы говорим.
— На ваш взгляд, насколько серьезны претензии и к Варе, и к Саше, и к Яне Трояновой?
— Я думаю, что все будет хорошо в итоге. Но как бы пригрозили пальчиком.
Одним из первых, кто выступил с видеообращением в поддержку Навального, был режиссер и драматург Иван Вырыпаев. В выходные он сообщил о вероятном закрытии проекта «Okko театр», генеральным продюсером которого он является, из-за его отношений с властью. Позже Вырыпаев эту информацию опроверг, пояснив, что «выдал предположение за реальность».