Всемирный экономический форум: Уже известно, когда Китай навсегда обгонит США
Эксперты Всемирного экономического форума (ВЭФ) дают прогноз со ссылкой на данные Центра экономических и бизнес-исследований (CEBR). Китай навсегда обгонит США через какие-то семь лет. Учитывалось то, какими темпами Китай восстановился после пандемии нового коронавируса, прогнозные темпы роста его экономики в ближайшие годы и технологический прогресс в этой стране. В 2020 году КНР стала единственной крупной страной мира, показавшей экономический рост (на уровне 2 % ВВП), а не падение. По мнению аналитиков, восстановлению способствуют «решительные меры по сдерживанию распространения коронавируса, а также оперативные действия властей по смягчению последствий кризиса».
Экономисты ВЭФ считают, что смещение США с позиции первой экономики произойдет примерно на 5 лет раньше, чем предполагалось ранее. В сентябре 2020 года Исследовательский центр развития Госсовета КНР спрогнозировал, что Китай опередит США по объему ВВП лишь к 2032 году. А японские экономисты называли 2030 год. ВЭФ дал более оптимистичный для Китая прогноз. Но учитывая нынешние экономические показатели, численность населения Китая и политику нынешнего руководства КНР, это случится неизбежно в ближайшие годы.
ВЭФ напоминает, что средний рост ВВП КНР прогнозировался на уровне 5,7% в год в период с 2021 по 2025 год, а затем 4,5% в год с 2026 по 2030 год. Однако теперь ведущие мировые экономические структуры предсказывают еще более бурный рост экономики КНР в ближайшие годы. По прогнозу Международного валютного фонда, в 2021 году он составит 7,9 %. 8,2 процента роста ВВП в 2022 году прогнозирует банк UBS. Невиданные для крупных стран темпы роста, особенно в условиях пандемии.
Напротив, экономика США, испытывающая дополнительные трудности в связи с пандемией, в прошедшем году упала примерно на те же 2 %. В будущем году ожидается рост ВВП в размере 4,2 %, в 2023 году – 2,4 %, а затем 1,8-1,6 % в год - куда меньше, чем рост ВВП КНР.
По данным Всемирного банка, экономика КНР по паритету покупательной способности обогнала американскую еще в 2014 году и с тех пор продолжала расти темпами около 7 процентов в год, исключая лишь 2020 год. А ВВП США прибавлял ежегодно по 1-3 процентам, в прошлом году и вовсе показал падение.
США не могут смириться с неизбежной утратой лидерства, которое, как теперь видно, объективно невозможно удержать мирными экономическими методами. Отсюда ужесточение политики США в отношении Китая, развязывание торговой войны, введение протекционистских, запретительных мер, отказ от сотрудничества в высокотехнологичных сферах.
Теперь же, когда утрата лидерства становится фатальной, в ход могут пойти более грубые и опасные политические методы, которые США, впрочем, применяли и раньше. За политическим давлением и попытками раскачать китайское общество изнутри могут последовать военные провокации, сколачивание блоков против Китая, что мы уже видели по призывам Трампа и его администрации к европейцам и к союзникам США в Юго-Восточной Азии.
Надежды на то, что администрация нового президента США Байдена смягчит политику в отношении КНР, разбиваются об объективную реальность. Никакая администрация США – демократическая или республиканская - не может допустить утраты главенства США в мировой экономике и развал системы, построенной на экспорте долларов и выкачивании ресурсов со всего мира. Так что риторика Байдена, вероятно смягчится, методы станут до определенного момента изощреннее. Но по-прежнему ставка будет делаться на дестабилизацию Гонконга, Синцзяна, поиск слабых мест внутри Китая и максимальное затруднение его торговых и экономических связей по всему миру. «Неоконы», которые развязали войны в Ираке, Афганистане, Ливии продолжают находиться у власти в США и усилятся в период пребывания у власти Байдена.
Не стоит забывать, что не исчезло главное противоречие эпохи – между социализмом с китайской спецификой и американским империализмом. Развалив КПСС, а с нею и Советский Союз, США будут пытаться проделать то же самое с КПК и КНР. Но здесь, похоже, их ждет разочарование. В отличие от СССР, КНР находится на подъеме экономического роста и социального развития, движется к исполнению «китайской мечты». Большинство китайского общества получило свою часть дивидентов от «реформ и открытости» и не откликнется на дешевые посулы «свободы и гласности», поступающие из-за океана. Среди китайцев есть недовольные, но при этом силен патриотический дух. Найти и привести к власти в Китае такого же слабохарактерного как Горбачев лидера США не удастся. Действия КПК и ее руководителя Си Цзиньпина в период пандемии и после нее еще сильнее укрепили авторитет компартии, как руководящей силы страны. Но вот понимают ли это в Вашингтоне и готовы ли там смириться с объективным историческим процессом? Если нет, то мир может столкнуться с тяжелыми последствиями.
Об авторе: Михаил Морозов, обозреватель газеты «Труд»