Прогноз развития финтех-трендов: на смену банковским приложениям придут встроенные финансы
2020 год ускорил процессы трансформации, а также высветил системные проблемы, которые финансовый мир пока не научился решать. Эксперты международной инвестиционной компании Digital Horizon проанализировали, что происходило во время пандемии на рынках Европы и России, и постарались спрогнозировать, как финтех-тренды будут развиваться дальше.
Банковские приложения вскоре вытеснят инструменты embedded finance (англ. – встроенные финансы). Они позволяют интегрировать платежи, дебетовые карты, кредиты, страховки и даже инвестиционные инструменты практически в любые нефинансовые продукты. Например, кредит можно будет получить прямо на сайте магазина, а деньги перевести через приложения, которые, казалось бы, не имеют никакого отношения к финансам. В Digital Horizon считают, что такой подход увеличит прибыль банков и финтехов, поскольку позволит конкурировать с игроками, которые пытаются загнать клиентов в свои банковские приложения.
В ближайшие три года, полагают эксперты, развитие тренда embedded finance приведет к снижению расходов традиционных банков на маркетинг и брендинг, поскольку им будет не нужно агрессивное продвижение. Как результат, некоторые банки могут стать действительно невидимыми.
Еще один тренд – это «данные в прямом эфире». Дело в том, что информация о финансовом положении клиентов стала устаревать с такой скоростью, что для принятия решений банкам нужно ее отслеживать практически в реальном времени. Но чем больше данных, тем выше нагрузка на data-департаменты, а значит, увеличивается и стоимость вычислений. Поэтому вероятен бурный рост аналитических и скоринговых продуктов, предоставляющих инсайты в реальном времени и умеющих не только рассчитывать исторический скоринг, но и прогнозировать на основе big data.
Новые пользовательские сценарии заставляют иначе взглянуть и на традиционные финансовые продукты: страховки заходят на территорию кредитов, кредиты появляются там, где всегда господствовали страховки, возникают гибридные модели, сочетающие кредитную и страховую составляющие. Например, решения для финансирования депозитов при аренде недвижимости.
Пандемия привела к резкому росту онлайн-платежей и обострила вопрос стоимости транзакций. Бизнес актуализирует запрос на альтернативные способы онлайн-платежей, в том числе с использованием электронных кошельков, QR-кодов, криптовалют. Безусловно, международные платежные системы не исчезнут. Однако активно будут развиваться решения, которые повлияют на изменение роли Visa, Mastercard и банков-эквайеров.
Вслед за Китаем десятки стран объявили в 2020 году о том, что начинают разработку собственных цифровых валют или изучают такую возможность. Параллельно регуляторы усилили контроль за криптовалютами, обязав криптосервисы идентифицировать пользователей точно так же, как это делают банки. В результате многие игроки финансовой отрасли изменили свое отношение и настроились на создание гибридной модели с цифровыми активами. PayPal, BBVA и Visa уже запустили крипторешения, остальные – внимательно следят за лидерами. В ближайший год с большой вероятностью крупные игроки будут не только разрабатывать собственные, но и интегрировать сторонние криптопродукты, считают эксперты Digital Horizon.
«2021 год будет дальше отодвигать неэкосистемные банки от клиентов, демонстрируя, насколько ограниченную ценность имеют банковские приложения сами по себе, - говорит основатель и управляющий партнер компании Алан Ваксман. - Растущая конкуренция с финтехами подталкивает традиционные финансовые организации к поиску новых точек соприкосновения с клиентами через сторонние продукты и сервисы, в которые с помощью технологий embedded finance можно интегрировать традиционную функциональность ― платежи и кредиты».
По словам г-на Ваксмана, это могут быть маркетплейсы, агрегаторы, бухгалтерские программы, бизнес-планировщики, игры, стриминговые сервисы – любые цифровые пространства, где пользователи потребляют продукты или услуги. Такой подход позволяет банкам одновременно обслуживать миллионы транзакций и сокращать расходы на привлечение клиентов и инфраструктуру.