Войти в почту

С Нового года россиян ждет повышение цен на мобильную связь и интернет

В беседе с «Известиями» господин Кусков напомнил, что за текущий год цены уже выросли на 10-12%. По его словам, одной из главных причин этого стало снижение курса рубля, который в 2020-м по отношению к другим мировым валютам упал на 20%.

С Нового года россиян ждет повышение цен на мобильную связь и интернет
© Финансовая газета

Кроме того, по мнению главы TelecomDaily, на росте тарифов сказалась и необходимость выполнения операторами требований нормативно-правовых актов, в частности увеличения объема хранилищ по «закону Яровой».

Почти на 15% стал дороже и домашний интернет. Впрочем, это не удивительно – в условиях пандемии коронавируса многие россияне были переведены на удаленку, а, соответственно, увеличились трафики. Кстати, как уточнил Денис Кусков, рост трафиков на 50-60% происходит из года в год, что, естественно, требует от мобильных компаний наращивания емкости сетей.

Помимо этого, на операторов давит необходимость исполнять требования нормативно-правовых актов ведь помимо пресловутого «закона Яровой», с нового года добавится и реализация проекта «Доступный интернет», предоставляющего бесплатный доступ к социально-значимым ресурсам.

«Вопросы необходимости хранения данных год-два назад уже обсуждались, и уже тогда примерные оценки затрат доходили до нескольких миллиардов долларов. На кого должны лечь эти затраты? – Разумеется, на конечного потребителя. Поэтому не стоит удивляться постепенному повышению цен на связь и трафик», – отмечает эксперт Академии управления финансами и инвестициями Алексей Кричевский.

Справка «Фингазеты»

По оценкам аналитиков рынка лидером роста цен в уходящем году стал Tele2. Если ранее у оператора были самые недорогие тарифы, что было вызвано тем, что он последним из «большой четверки» выходил в большинство регионов и своеобразным демпингом привлекал к себе клиентов на уже насыщенном рынке, то теперь компания сравняла стоимость звонков и интернета с остальными.

Так, в частности, в мае, в самый разгар первой волны пандемии, компания «Т2 Мобайл» повысила стоимость оказания услуг в среднем на 10%, при этом, как сообщала Федеральная антимонопольная служба (ФАС) экономического обоснования повышения тарифов предоставлено не было. Тогда ФАС выдала оператору предупреждение, согласно которому в течение 14 календарных дней компании надлежало вернуть тарифы к уровню, установленному ранее. Но оператор его не исполнил.

Позже, в октябре, антимонопольное ведомство направило в адрес Tele2 предписание о с требованием тарифы снизить, однако в компании заявили, что с обвинительным решением не согласны. Более того, в середине декабря клиентам компании были разосланы СМС, оповещающие, что с 4 января 2021 года компания вновь поднимет свои расценки.

По оценке агентство Content Review, только с марта по май из-за пандемии российские операторы потеряли около 30 миллиардов рублей, из которых около 40% пришлось на выпадающую выручку от закрытия розницы, а еще 30% – от роуминга. В целом же по итогам текущего года, в соответствии с прогнозов агентства, потери выручки компаний могут достичь девяти-одиннадцати процентов, или около 140 миллиардов рублей на «большую четверку».

Естественно, что в «гонке за золотым тельцом» компании постараются компенсировать свои убытки в самое ближайшее время, вытянув деньги из кошельков клиентов. По оценке Максима Савватина, в предстоящем году, при условии, если влияние пандемии будет снижаться и можно будет увидеть усиление экономической активности, мобильные услуги подорожают на 15%. Правда, это лишь при условии стабилизации курса рубля.

«Как правило, все фильмы, права на трансляции спортивных соревнований, ТВ-контент [операторы – «Фингазета»] закупают за рубежом и оплачивают в валюте. Если рубль сильно просядет относительно основных мировых валют, то и платежи будут расти. Компании в этом случае будут вынуждены поднимать стоимость пакета, или исключать часть каналов из предложения», – пояснил аналитик

Впрочем, Алексей Кричевский уверен: процесс удорожания будет стыдливо прикрыт «благими намерениями».

«Провайдеры и операторы работают тонко: тарифы и связь дорожают не через повышение стоимости обслуживания старого тарифа, а через добавление опций, новые тарифные планы, через подписки. Сейчас операторы “большой четверки” запускают “конструктор” тарифов, который помогает подобрать необходимые опции», – указывает он.

При этом эксперт Академии управления финансами и инвестициями призывает обратить внимание – да, если тарифы и растут, но с учетом себестоимости всего пакета, услуги связи теперь обходятся намного дешевле, чем еще в 2014-2015 годах.

В свою очередь в Федеральной антимонопольной службе заверили, что их специалисты ведут постоянный мониторинг цен на услуги операторов.

«С учетом текущей ситуации ведомство планирует проводить его и в дальнейшем», – сообщила начальник управления регулирования связи и информационных технологий ФАС Елена Заева.