К утру понедельника, 14 декабря, правительство должно представить решения для нормализации цен на продукты. Такое поручение дал премьер-министр Михаил Мишустин после того, как президент Владимир Путин призвал чиновников не допустить ситуации, когда людям не хватает денег на продукты. Ранее стало известно о заметном росте цен на сахар, подсолнечное масло и муку.
По данным Росстата, цена на сахарный песок подскочила почти на 73% в сравнении с декабрем 2019 года. Подсолнечное масло за 12 месяцев прибавило в цене почти 26%. Это те продукты, которые подорожали сильнее всего. То, что цены растут, секретом не является. Еще осенью об этом сообщили многие СМИ, Business FM в их числе. Но в «пожарном режиме» решать проблему правительство начало лишь после того, как вопрос о ценах на продукты поднял Владимир Путин на совещании по экономическим вопросам 9 декабря.
Какие решения готовит кабмин, можно понять из информационных утечек. Так, собеседники «Интерфакса» среди производителей сахара и масла рассказывали, что чиновники обсуждали с ними ограничение отпускных цен, в том числе под угрозой введения экспортной пошлины на масло. А РБК, ссылаясь на участников совещания у первого вице-премьера Андрея Белоусова, сообщал, что было решено ограничить розничные цены на сахар до 45 рублей за килограмм, а на подсолнечное масло — до 110 рублей за литр. Вот что думает об этом ульяновский фермер Алексей Якушев, который специализируется на производстве подсолнечника:
Алексей Якушев фермер «Если правительство устанавливает цены на масло, то оно должно зафиксировать высокие цены на семечку, чтобы крестьяне не остались в накладе. Почему должны страдать маслозаводы? Потому что они виновники того, что сейчас произошло. В том году они вступили в картельный сговор: опустили цену на семечку до 12 рублей за килограмм, а сейчас она стоит 45. Семечка была сырая, хранить ее фермеры не могли, они ее продали по этой цене, что им дали, и получили убыток. Многие не посеяли эту семечку. В итоге получилось то, что, во-первых, меньше посеяли семечки. Во-вторых, еще и неурожай. То есть, два фактора наложилось друг на друга».
У аграриев, выращивающих сахарную свеклу, в этом году тоже случился неурожай. К этому добавилось ослабление рубля, проблемы с сезонными рабочими из-за пандемии, а также удорожание продовольствия во всем мире. Можно попробовать отрегулировать цены в рознице, но у ретейлеров возможностей не так уж много. Вот что ранее рассказывал Business FM гендиректор торговой сети «Магнолия» Владислав Зуб:
Владислав Зуб генеральный директор торговой сети «Магнолия» «Конкуренция среди продуктовых сетей очень высокая, потому сети не могут себе позволить взвинчивать цены, это просто непозволительная роскошь. Итоговая рентабельность сетей от объема продаж составляет 1-2,5%. Сеть или магазины, которые повысят цены, тут вывалятся из рынка, покупатели поставят клеймо, что это дорогая сеть или дорогие магазины, и просто перестанут его посещать. Потому что первый, кто примет повышение, тот сразу же выпадет из рынка. Поэтому мы держим оборону столько, сколько можем. И зачастую бывает, что нам оптовик уже перестает отгружать продукцию, потому что для него отпускать нам не рентабельно по текущей цене».
Если правительство ограничит предельные цены на сахар и подсолнечное масло, ретейл, вероятно, постарается компенсировать это, заложив издержки в цену других продуктов. Например, в красную икру или другие деликатесы. Нечто подобное уже происходит на рынке лекарств. Цену на жизненно важные препараты регулирует государство. Многими из них аптеки торгуют себе в убыток, но повышают наценки на другие лекарства.
Административными методами, может, и удастся остановить рост цен на продукты, но ненадолго, говорит гендиректор ИА Fruitnews Ирина Козий:
Ирина Козий генеральный директор Информационного агентства Fruitnews «Как можно реализовать идею о запрете повышать цены, при том, что постоянно повышаются цены на электроэнергию, которая используется в сельском хозяйстве, на газ, бензин. Как это можно сделать? Никак. Никто не будет работать себе в убыток. Заморозка на какой-то короткий период — да (если быстро цена выросла, у нас что-то такое в законодательстве есть), но, как долговременную и эффективную стратегию, по-моему, это никогда и не пытались реализовать. Давайте всем прикажем, чтобы цены не росли? Ну, давайте прикажем».
Тем временем к решению проблемы стоимости продовольствия подключилась и Генпрокуратура. Ведомство поручило проверить обоснованность повышения цен на продукты во всех российских регионах.