Страны ОПЕК+ будут постепенно наращивать добычу
Такой вопрос встал на повестке дня совсем недавно, когда с введением жестких коронавирусных ограничений потребление топлива в Европе снизилось на 2 млн баррелей в сутки в эквиваленте. Плюс к этому резко нарастила производство нефти Ливия, поставляя на мировой рынок около 1 млн баррелей. Эти два фактора не входили в планы ОПЕК+, когда принимался график наращивания производства, предусматривавший наращивание добычи с 2021 года на 1,9 млн баррелей в день.
Рост без причины
С начала ноября нефть подорожала более чем на четверть. Многие аналитики объясняли это заявлениями об успешном прохождении третьей стадии клинических испытаний вакцин от коронавируса, разработанных рядом компаний. Как следствие, возросли ожидания, что скоро эпидемия пойдет на спад, мировая экономика вновь начнет набирать обороты и спрос на топливо повысится. Оппоненты возражали, что до реального применения вакцин (и тем более прививания хотя бы 30% населения в развитых регионах мира) пройдут многие месяцы, но нефтяные трейдеры эти обоснования особо не принимали во внимание.
Заслуживающим внимания оправданием роста стоимости нефти можно назвать сильное ослабление курса доллара к корзине мировых валют. Товарные рынки традиционно встречают его снижение ростом котировок, поскольку многие инвесторы воспринимают вложения в товарные контракты как своеобразную защиту от девальвации. Это объяснимо: запасы той же нефти или меди в недрах конечны, в отличие от долларов, которые можно напечатать сколь угодно много. Ранее этот фактор нефтью игнорировался, но в ноябре накопленный валютный позитив все-таки придал силы «быкам».
На этом фоне выросли и акции российского нефтегазового сектора. Так, Индекс МосБиржи нефти и газа прибавил за ноябрь 20%, а «Роснефть» (тикер: ROSN), крупнейший эмитент сектора, увеличила капитализацию на 28,5%. На пике ее акции прибавляли 37%, уходя выше уровня открытия торгов в начале этого года.
На первый взгляд фундаментальных поводов для такого мощного ралли нет: «Роснефть» в течение этого года стабильно показывает квартальные убытки. Однако вызваны они во многом курсовой переоценкой валютных обязательств, а основные балансовые показатели выглядят намного лучше, чем у многих западных конкурентов. Возможно, в ходе рекордного с февраля притока средств иностранных инвесторов в российские акции ряд нерезидентов выбрали вложения в «Роснефть» в расчете на среднесрочное улучшение ситуации на рынке нефти. Но в любом случае и рост нефти, и взлет акций российской «нефтянки» выглядят избыточными, ведь профицит текущих поставок энергоносителя никуда не делся. Хотя избежавший «второй волны» пандемии Китай и старается забрать на себя часть излишков нефти, но все он переварить не в состоянии.
Лебедь, рак и щука
Как всегда, накануне принятия важного для дальнейшей судьбы нефти решения по рынку прокатилась волна словесных спекуляций. Саудовская Аравия аккуратно намекнула, что расширенный картель может снизить добычу нефти «даже больше, чем этого ожидает рынок», из чего участниками торгов был сделан вывод о лоббировании решения сократить ее с нынешнего уровня.
Объединенные Арабские Эмираты совершенно неожиданно заявили о возможности выхода из ОПЕК в связи с неудовлетворенностью системой разделения квот на добычу. Россия ограничилась заявлением, что большинство отечественных нефтяных компаний поддерживает вариант неувеличения добычи в начале следующего года. Поэтому в качестве базового варианта аналитики стали рассматривать именно российскую позицию.
Были разногласия и относительно того, что это за период времени – начало следующего года. По очень скудным сведениям, просачивавшимся из «источников около ОПЕК», рассматривались варианты как сохранения нынешнего уровня добычи на весь I квартал 2021 года, так и постепенного ее наращивания. Однако компромисс не был достигнут до последнего дня. Первым тревожным звонком об отсутствии единства внутри картеля стало отсутствие каких-либо рекомендаций со стороны проведшего в ноябре заседание мониторингового комитета. Обычно на этой встрече выносится предварительное решение, которое и становится впоследствии окончательным вердиктом для нефтяных цен. Более того, в прошлый понедельник без конкретики завершилось заседание ОПЕК, а саммит ОПЕК+ был перенесен со вторника на четверг для продолжения неформальных консультаций. Между тем к началу декабря цены на нефть уверенно закрепились выше отметки $ 45 за баррель. На рынке появились предположения, что за увеличение добычи стала ратовать Россия, которая испытывает серьезные проблемы с наполнением бюджета. Действительно, по российским доходам уменьшение объемов экспорта бьет намного сильнее, чем небольшое снижение мировых цен.
Американская угроза
Не исключено, что за постепенное наращивание добычи выступали и другие страны, опасаясь, что не связанные никакими обязательствами Соединенные Штаты начнут резко увеличивать производство углеводородов и завоевывать чужие рынки сбыта. О том, что эти страхи имеют под собой обоснование, говорит тот факт, что, по сообщению Bloomberg, американские нефтяники зафрахтовали около 20 танкеров для поставок сырья в Китай, Южную Корею и Сингапур в декабре. Причем большая часть этих судов – супертанкеры, способные брать на борт до 2 млн баррелей нефти.
По данным Минэнерго США, в последние недели осени объем среднесуточной добычи нефти в стране колеблется около 11,1 млн баррелей. Для сравнения: средний показатель прошлого года равнялся 12,248 млн баррелей, в январе 2020-го – 12,755 млн, а минимальный уровень был отмечен в мае – 10,019 млн. Но добыча может резко возрасти в любой момент, поскольку цены на нефть выше $ 40 за баррель комфортны для многих американских месторождений. О росте инвестиций в американскую «нефтянку» говорит и статистика компании Baker Hughes по числу активных буровых установок. Эти данные многими аналитиками рассматриваются как опережающий индикатор состояния отрасли.
С середины августа наблюдается практически безоткатный рост буровой активности: число действующих установок за это время выросло на 40%. Часть новых скважин бурится «про запас» и консервируется до лучших времен, но особенностью сланцевой добычи, которая превалирует в США, является возможность очень быстро и недорого запустить в промышленную эксплуатацию имеющиеся резервы.
Нарастающий компромисс
Таким образом, все варианты будущего объема добычи странами ОПЕК+ имели свои веские за и против. Поэтому неудивительно, что дискуссия была непростой и продолжалась до последнего дня. Так, в прошлую среду в 13:18 мск ТАСС выпустило сообщение со ссылкой на источники, «что прогресса в переговорах нет». В 19:33 мск «Интерфакс» со ссылкой на Bloomberg сообщил: «страны ОПЕК+ добились прогресса по сделке об ограничении добычи нефти». Но уже на следующий день эта информация была опровергнута, а сама встреча перенесена на час по причине того, что консенсус пока не достигнут.
И все-таки решение было выработано: с января расширенный картель увеличит добычу на 0,5 млн баррелей в сутки. В случае благоприятной конъюнктуры наращивание добычи не исключено и в феврале – марте, но решаться этот вопрос будет опять всем составом нефтяников. Данное решение можно назвать наиболее компромиссным. С одной стороны, ОПЕК+ показал, что будет защищать свои рынки сбыта, охлаждая энтузиазм американских инвесторов, а с другой – оставляя себе поле для маневра при усилении неблагоприятных тенденций на рынке.
Котировки нефти отреагировали на решение не очень активным ростом примерно на $ 0,8 за баррель. В пятницу в ходе азиатских торгов нефть вплотную приблизилась к отметке $ 50. Но ряд аналитиков не исключают коррекции «по факту» уже на текущей неделе. Впрочем, многое будет зависеть от ситуации на мировом рынке: в последнее время нефть усиливает корреляцию с курсом доллара, и если тот продолжит слабеть, котировки черного золота вполне могут перейти психологический барьер – $ 50 за баррель.
1
2