Россия заставит с собой считаться
В те времена в мире существовало два основных типа ведения хозяйства: кочевой, от Китайской стены до Центральной Европы, и оседлый — по краям Востока, Юга и Запада. Оседлые народы, будучи крестьянами и ремесленниками, всегда искали способ торговать друг с другом. Однако основные торговые пути проходили через земли кочевников. Позже на этих территориях установят свою власть русские, объединившие под своим началом кочевой и оседлый образы жизни. Московия поглотила всех «варваров», сделав их составной частью своей державы. Ныне эти народы образуют СНГ.
Можно по-разному относиться к историку Льву Гумилеву, разработавшему теорию пассионарности, но в одном он, судя по всему, был прав: менталитет, а, соответственно, социальную, экономическую и военно-политическую модели государства формирует земля. В нашем случае она богата и полями, и лесами, и сырьем (будь то пушнина, древесина, нефть, газ или пресная вода).
Чтобы добывать сырье и продавать его в дальние страны, необходимы не только транспорт, логистика и инфраструктура в целом. Эти пути еще надо охранять. Раскинувшись на 11 часовых поясов, Россия граничит с разными центрами мировой экономики. Строительство труб, портов, железных и автомобильных дорог, а также аэропортов — гарант экономического роста, а крупнейшие сухопутные войска и в целом ВС России — гарант ее существования.
Если говорить об Америке, то там, где население на протяжении десятилетий много потребляет, существует устойчивый спрос на национальную валюту в больших объемах: такое постоянство создает долгосрочную финансовую стабильность. Национальная денежная единица автоматически становится резервной валютой. К тому же доллар, несмотря на кризисы, держится на том, что США военной мощью обеспечивают интересы своей страны на всей планете: сырье продается в долларах, а цены на него, будучи зависимы от курса, определяются тем, каким будет уровень потребления в Америке и ее сателлитах.
Эту тенденцию решил переломить Китай. Его инициатива «Один пояс. Один путь» должна экономически связать все регионы Европы и Азии. Надо понимать, что экспорт стран Восточного и Юго-восточного регионов составляет около 6 триллионов долларов, а импорт — на полтриллиона меньше. Суммарно же объем всей мировой торговли оценивается более чем в 20 триллионов долларов, из которых 10 процентов приходится на США.
Далее три четверти всех грузов транспортируется по морю. Через важнейший Суэцкий канал проходит около 12 процентов всех товаров мира общей стоимостью в 2,5 триллиона долларов. В целом же через транспортную инфраструктуру «Одного пояса. Одного пути» должно проходить более четверти всего планетарного товарооборота. Однако любопытно здесь другое.
Недавно Россия получила одобрение властей Судана разместить военную базу на территории этого государства, а точнее — в городе Порт-Судан, который позволяет контролировать проход судов по Красному морю и через Суэцкий канал. Учитывая то, что российские военные базы находятся также в Сирии, а Казахстан и Киргизия — члены ОДКБ, можно утверждать, что наша страна берет под свой военно-политический контроль все основные ветви новых китайских «шелковых» путей.
Да, хорошая новость для патриотов, однако не стоит забывать, что военно-политическая мощь — это лишь возможность оказать влияние на мировые рынки, притом что основными факторами их формирования остаются законы самой экономики, объемы торговли и производственные мощности. Россия в Азии, на Ближнем Востоке, а теперь и в Африке закрепляет за собой право претендовать на роль одного из «маркетмейкеров», будучи формальным контролером четверти всей мировой торговли.
История, как мы видим, повторяется. Сегодня Россия не лидирует в гражданских технологиях и финансовой сфере, но ее влияние на товарные, сырьевые и оружейные рынки велико, а контроль за международными торговыми путями усиливается. Все это заставляет мир считаться с нашей страной.