Войти в почту

Мировая экономика смотрит с оптимизмом на Байдена

Китай поздравил с победой кандидата от Демократической партии Джозефа Байдена. «Мы уважаем выбор американского народа и поздравляем господина Байдена и госпожу Харрис», - прокомментировал действия Пекина официальный представитель МИД КНР Ван Вэньбинь.

Мировая экономика смотрит с оптимизмом на Байдена
© Свободная пресса

Кстати, Китай стал далеко не первым, кто решил высказать поддержку одному из претендентов на Белый дом в то время, пока сами американцы не могут определиться.

Ранее Байдена с победой на выборах поздравили, в частности, лидеры Турции Тайип Эрдоган, президент Франции Эммануэль Макрон, канцлер Германии Ангела Меркель, король Саудовской Аравии Сальман бен Абдель Азиз Аль Сауд, президенты Сербии Александр Вучич и Израиля Реувен Ривлин, наследный принц Абу-Даби Мухаммед бен Зейд Нахайян и премьер-министр Японии Ёсихидэ Суга.

Спрашивается к чему такая спешка? На самом деле всё объясняется довольно просто. В мире надеются, что Байден будет менее конфликтным, чем Дональд Трамп. А это значит, что будут сняты торговые ограничения, снизится уровень напряженности в мире. Все ждут, что мировая экономика будет восстанавливаться за счет улучшения отношений между глобальными державами, новых технологий и подходов к управлению производством и финансами. К сожалению, только вот Россия со своей сырьевой моделью народного хозяйства может остаться на обочине этого процесса.

В последние дни официальные государственные издания Китая буквально пестрили редакционными статьями о том, что победа Джозефа Байдена на президентских выборах в США может заметно снизить напряженность в отношениях Вашингтона и Пекина. Мировые СМИ подхватывают эту мысль, добавляя, что улучшений можно ожидать и по линии США — Евросоюз.

Речь идет, прежде всего, о прекращении «торговых войн», инициированных Дональдом Трампом, и оживлении мировых рынков. Конечно, до восстановления всех связей еще далеко, да и много неизвестного с динамикой распространения коронавируса. Но мировые биржи с оптимизмом реагируют на саму возможность возвращения к нормальной жизни.

Заместитель директора Института Дальнего Востока РАН Андрей Островский полагает, что для хороших настроений есть основания:

- Конечно, восстановление торговли между Китаем и США окажет существенное влияние на всю мировую экономику. Достаточно сравнить ситуацию до инициативы Трампа ввести масштабные пошлины и запреты на поставки товаров и после. Пик торговли США и КНР был $633,5 млрд. в 2018 году, а за 2019-й ровно на $100 млрд. меньше. Про нынешний год с его коронакризисом сведений пока нет, но числа будут еще меньше.

Сегодня американо-китайская торговля определяет многие тенденции в мировой экономике, и с этим сложно спорить.

«СП»: - Что может получить Россия в случае улучшения отношений США и Китая?

- Во-первых, многое зависит от нашей торговли с Китаем. В прошлом году ее объем достиг рекорда в $112,4 млрд. Понятно, что мы потеряем в этом году. Тем более возникли проблемы с поставками газа, а это приличная доля в торговом балансе. В 2019-м Россия обеспечила профицит именно за счет продажи газа и нефти.

Наша торговля с Китаем зависит от объема продаваемых российских углеводородов. Номенклатура из КНР сохранится, скорее всего, на прежнем уровне.

«СП»: - Как может на мировую экономику повлиять развитие технологий?

- США и Китай давно уже не продают друг другу плюшевые игрушки, речь больше о высоких технологиях.

Однако влияние Китая тоже не надо переоценивать. Сейчас там решили в большей степени ориентироваться на внутренний рынок, а рост своей экономики хотят использовать для собственного развития. Речь и о высоких технологиях.

Будет хорошо, если Россия сможет поставлять столько же сырья, сколько и раньше. Мы могли бы принять решение о строительстве ветки «Одного пояса и пути». То есть построить скоростные железнодорожные пути от Казани до Минска, от Москвы до Санкт-Петербурга. Но этого, насколько я знаю, не планируется.

Специалист по мировой экономике, старший преподаватель Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Борис Пивовар замечает, что Россия рискует упустить очень важные глобальные тренды:

- Если президентом Америки станет Байден, то отношения у США с Китаем, скорее всего, улучшится. Трамп наломал много дров в сфере торговли с КНР, китайские корпорации ждут другой политики. И это даст стимул для развития всей международной торговли.

Если в США всё хорошо, отношения с Европой у Вашингтона выровняются, с Китаем, то всем будет хорошо.

С другой стороны, Байден готов противостоять ОПЕК, готов влиять на нефтяные цены. Это значит, что с его избранием возникнут проблемы у нефтедобывающих стран вроде России и Венесуэлы.

Отдельно стоит сказать, что если у Трампа основным геополитическим противником был Китай, то у Байдена это РФ. Наша страна может не получить своей доли от радости всего мира.

Было понятно, чего ждать от Трампа. Демократ Байден может преподнести сюрпризы. Когда он был вице-президентом, то ничего хорошего России не сделал.

«СП»: - Мир в любом случае не будет прежним. За счет каких драйверов может восстановиться мировая экономика?

- Экономика растет, когда растет производство. Речь идет о разных сферах, это может быть и индустриальное производство, и IT-сектор. Сегодня явный тренд, чтобы меньше использовать нефть и газ, заменять старые технологии ресурсосберегающими и экологичными.

Мир сосредоточен на производстве гаджетов, на замене автомобилей на электрические и работающие на биотопливе. Тот же Байден поддерживает эти направления. Они могут стать драйвером развития постпандемийного мира.

У меня большие сомнения, что Россия впишется в тренды. У нас консервативная экономика, мы будто живем в прошлом веке. Не думаю, что мы предложим энергосбережение. Просто у нас много ресурсов, которые еще долго можно продавать. Но в целом на планете идет изменение технологий, у России нет особого желания и возможностей участвовать в этом процессе.