В III квартале 2020 года центральные банки по всему миру стали распродавать золото. К процессу присоединился и российский ЦБ. Впервые за много лет объем золотого запаса РФ уменьшился: регулятор продал символические 40 тыс. тройских унций, или 1,2 тонны драгоценного металла. Эксперты ждут, что Банк России продолжит сбывать золото, а объемы продаж могут достигнуть 25 млрд долларов.
Металл на выброс
Данные World Gold Council свидетельствуют о том, что в III квартале объем чистых продаж золота центральными банками достиг 12 тонн. Для сравнения: по итогам III квартала 2019-го регуляторы закупили 141,9 тонны драгметалла. Стоит отметить, что с января 2011-го по июнь 2020-го (то есть 38 кварталов подряд) наблюдалось только наращивание запасов золота.
За III квартал 2020 года лишь шесть центробанков заметно увеличили объемы золота в резервах. Речь идет об ОАЭ (+7,4 т), Индии (+6,8 т), Катаре (+6,2 т), Киргизии (+5 т), Казахстане (+4,9 т) и Камбодже (+1 т).
Наибольшее влияние на итоговый баланс оказали действия Турции и Узбекистана. Страны продали 22,3 тонны и 34,9 тонны соответственно. Кроме того, в список государств, которые избавляются от желтого металла попали Таджикистан (-9,2 т), Филиппины (-7,8 т), Монголия (-2,4 т) и Россия (-1,2 т).
Если обратиться к статистике МВФ, станет понятно, что по квартальным показателям золотой запас РФ уменьшился впервые как минимум за шесть лет. Так, во втором он составлял 73,94 млн тройских унций (1 тройская унция равна 31,1 г), в третьем – упал до 73,90 млн.
Ищем баланс
В предкризисный и кризисный периоды многие регуляторы прибегают к распродаже золотых запасов, поясняет доверительный управляющий ИФК «Солид» Евгений Маришин.
Центральные банки, в том числе и российский, начали активно их пополнять еще в 2017-м, а с начала 2018-го среднемесячный объем закупок золота на товарной бирже подскочил в 10 раз по сравнению с 2013–2017 годами, говорит эксперт и добавляет, что уже тогда это был сигнал к предстоящим трудным временам.
По словам аналитика «КСП Капитал УА» Михаила Беспалова, с 2014 года Россия увеличила золотой запас почти на 1300 тонн – это примерно 55% от текущего объема драгметалла в резервах.
Далее, доля драгметалла в международных резервах РФ (в них входят монетарное золото, специальные права заимствования МВФ, иностранные валюты) на 1 октября составила 23,8%, что близко к максимуму за последние 15 лет, достигнутому в августе, – 24,4%. Еще в апреле регулятор прекратил скупать золото. Но несмотря на это, с октября 2019-го по октябрь 2020 года долларовая стоимость золота в российских резервах прибавила 29%. Основной рост стоимости произошел из-за увеличения рыночных цен на желтый металл, отмечает Беспалов. С начала года котировки выросли на 24%.
«В этом контексте продажа 1,2 тонны золота в III квартале, что составляет всего 0,05% от общих запасов, не представляется чем-то необычным. Сейчас многие центральные банки развивающихся стран начали распродавать свои запасы в связи с ухудшением экономической ситуации, вызванной пандемией», – комментирует аналитик.
Вице-президент компании «Золотой монетный дом» Алексей Вязовский, в свою очередь, связывает продажу драгметалла с выросшими запросами отечественных монетных дворов – Московского и Санкт-Петербургского: из-за оживления продаж на рынке, наблюдавшегося в предыдущие месяцы, они могут испытывать дефицит золота для чеканки инвестиционных монет.
Банк России проводит ребалансировку резервов, чтобы снизить риски, объясняет председатель правления банка «Фридом Финанс» Геннадий Салыч. Дело в том, что целевое значение по доле золота в портфеле ЦБ РФ равно 20%. Сейчас же доля металла в резервах приблизилась к 25%.
«ЦБ не хочет, чтобы его портфель активов сильно зависел от стоимости волатильного металла, и с целью стабилизации резервов начал избавляться от лишних слитков. Это вполне логично, так сейчас делают многие центробанки и частные фонды. Они видят, что цены на золото за последний квартал падали c пиковых 2090 долларов за унцию до 1860, или на 11% вниз. Они понимают, что в принципе металл способен падать еще сильнее, и фиксируют прибыль на текущих ценах, пока такая возможность есть», – отмечает Салыч.
Как оказалось, наращивание золотых запасов Банком России было правильным шагом, дополняет Михаил Беспалов. Бурный рост котировок привел к увеличению объема резервов РФ. А в условиях, когда доходы от экспорта упали, а пандемия продолжает бить по бизнесу, большие резервы – важный фактор поддержания доверия к финансовой системе как внутри страны, так и за ее пределами. И это позволяет России привлекать деньги для финансирования дефицита бюджета, подчеркивает Беспалов.
В ожидании распродажи
«На наш взгляд, продажа золота Банком России в III квартале 2020 года, скорее, является единовременным событием, учитывая его незначительный объем реализации. Дальнейшее решение о продаже золота из резервов может зависеть от цен на металл», – рассуждает аналитик QBF Александр Алексеевский. Так, если золото подорожает, его доля в международных резервах вырастет, и регулятор может принять решение о дополнительных продажах. «Однако значительные продажи золота из резервов маловероятны», – полагает Алексеевский.
Евгений Маришин напоминает, что Россия в последнее время была одним из мировых лидеров по скупке золота. Даже трехкратное сокращение физических запасов не станет катастрофой. В денежном выражении их объем все равно будет больше, чем, например, в 2018-м, сообщает доверительный управляющий ИФК «Солид».
Золото – последняя спасительная гавань для глобальных инвесторов, говорит вице-президент, директор инвестиционного департамента «Ренессанс Кредит» Виктор Касьянов. Пандемия длится много месяцев, мировая экономика замедляется, цены на сырье падают, ломаются цепочки поставок. «Вторая волна COVID-19 оказалась более сильной, поэтому накопленные резервы золота будут тратиться на поддержку балансов пострадавших стран. Мы ожидаем, что продажи золота Банком России продолжатся», – прогнозирует Касьянов.
В сегодняшних условиях использование резервов для стабилизации ситуации не является чем-то необычным, соглашается Михаил Беспалов. «Они существуют как раз для таких случаев. Текущий процент монетарного золота в резервах близок к максимальному, поэтому мы не можем исключать продажи части золотых запасов в случае возникновения такой потребности», – комментирует аналитик «КСП Капитал УА».
Золото с точки зрения центробанков – контрциклический баланс-противовес, утверждает Геннадий Салыч. То есть когда рынок спокоен, регуляторы методично скупают дешевый металл. Когда рынок лихорадит, они сбрасывают излишки подорожавшего золота, чтобы насытить спрос на активы так называемой тихой гавани. Отдельный вопрос, замечает он, почему частные инвесторы считают волатильное золото тихой гаванью, но мировые ЦБ учитывают данный фактор и ведут себя зеркально по отношению ко всему остальному рынку.
«Поэтому мой прогноз таков: российский ЦБ распродаст золото на 25 млрд долларов, чтобы привести структуру резервов в классическую норму (не более 20% на драгметаллы). Если к тому моменту сырьевые и валютные площадки не успокоятся, то продажи могут быть и в большем объеме. Как только рубль укрепится, а золото начнет дешеветь, ЦБ возобновит покупки металла в резервы. Это может случиться не позднее второй половины 2021 года», – заключает Салыч.