К началу ноября 2020 года региональные фондовые рынки продолжают находиться в состоянии крайне высокой неопределенности. Традиционным ориентиром для них выступает "флагманский" рынок акций США. Однако на самом североамериканском рынке акций в настоящее время также не сформировалась явная среднесрочная тенденция.
Характер новостного потока также вселяет неуверенность в умы многих инвесторов и среднесрочных спекулянтов. Тревожные новости по поводу роста количества заражений COVID-19 сочетаются с валом неоднозначных квартальных отчетов крупных эмитентов акций. Однако главным фактором неопределенности для мировых финансовых рынков остаются итоги президентских выборов в США, предварительные результаты которых станут известны уже в ближайшие дни.
США: годовой спад сокращается
Каково же реальное состояние экономики США к началу зимы? Предстоит ли ей возобновление спада в ближайшие месяцы или она находится в процессе восстановления объемов производства и потребления? От ответа на этот вопрос в значительной степени зависит среднесрочная динамика рынка акций в США и большинства других региональных фондовых рынков, в том числе и российского.
Попробуем рассмотреть указанные вопросы, опираясь на более или менее объективные факты. Предварительная оценка изменения ВВП США за третий квартал указала на его подъем на целых 33,1%. Падение этого показателя по итогам второго квартала составило более скромные 31,4%. Ну а в годовом выражении текущий спад ВВП США сократился до 2,9% протии 9% по итогам второго квартала.
К слову, квартальный прирост ВВП Еврозоны также оказался заметно выше ожиданий. Он составил 12,7% и позволил сократить падение ВВП региона в годовом выражении до 4,3%. Если же говорить про индустриальную Азию, то согласно текущим оценкам ВВП Китая даже по итогам кризисного 2020 года вырастет на 1–2%.
С формальной точки зрения эти данные необходимо трактовать как свидетельство достаточно быстрого V-образного восстановления трех крупнейших в мире экономик. Вместе с тем в применении к фондовым рынкам такие показатели, как валовый внутренний продукт (ВВП) и его динамика, представляются слишком абстрактным и отвлеченным ориентиром. Особенно это относится к среднесрочным рыночным тенденциям.
Альтернативный индекс потребительского доверия
В этом плане максимально симптоматичным признаком состояния и ближайших перспектив рынков представляется характер изменения спроса на товары длительного пользования (durable goods orders). Это продукция, стандартный срок использования которой составляет более трех лет, в том числе автомобили, самолеты, водный транспорт, а также бытовая техника и электроника. Скачок указанного показателя опосредованным образом означает увеличение доходов крупных промышленных корпораций и является признаком оживления в базовых отраслях развитой экономики.
На бытовом уровне увеличение объема и количества дорогостоящих покупок означает, что потребители и домохозяйства уверены в завтрашнем дне. Не будем забывать, что товары длительного пользования зачастую приобретаются в кредит. Поэтому динамику их продаж можно рассматривать как альтернативный индекс потребительского доверия касательно среднесрочных перспектив экономики.
Ежемесячную статистику по изменению объема заказов на товары длительного пользования в США рассчитывает и публикует Бюро переписи населения U.S. Census Bureau. Последние по времени сентябрьские данные указывают на увеличение суммарной стоимости заказов на товары длительного пользования в США на 1,9% по сравнению с августом 2020 года. Но без учета транспортных средств указанный показатель увеличился всего лишь на 0,8%. В годовом выражении текущее сокращение заказов на товары длительного пользования все еще составляет 10,1%. Но без учета транспортных средств этот показатель сократился на намного более скромные 2,2%.
Приведенная статистика весьма красноречиво подчеркивает хорошо известное влияние на указанный показатель и на экономику в целом динамики спроса на транспортные средства. В свою очередь, среди транспортных средств наиболее быстрым и "диагностичным" индикатором представляется динамика спроса на автомобили и автозапчасти (motor vehicles and parts). По итогам сентября новые заказы в этом сегменте возросли на 1,5%. Но в годовом выражении их падение все еще составляет 15,9%.
Исходя из указанных соображений, можно сделать обоснованный вывод о том, что в ситуации резкого "коронавирусного" спада экономики США одним из самых точных опережающих индикаторов ее будущей траектории выступает состояние дел в автомобильном секторе. Это вполне справедливо и для других крупнейших мировых экономик.
Популярность пикапов и внедорожников
В приложении к фондовому рынку это означает, что инвесторам и спекулянтам стоит отслеживать отчетность крупнейших мировых автопроизводителей и ориентироваться на динамику их акций. Надо признать, что в этом плане имеются вполне весомые поводы для оптимизма. Об этом говорит не только отраслевая статистика, но и вполне объективные данные по продажам конкретных компаний.
Квартальная чистая прибыль компании Ford Motor Co. возросла в шесть раз в сравнении с третьим кварталом 2019 года — до уровня $2,4 млрд. Столь сильного результата удалось достичь благодаря увеличению продаж пикапов и внедорожников в США. При этом компания отмечает сохраняющуюся слабость зарубежных рынков. Тем не менее Ford может избежать прогнозировавшегося ранее первого годового убытка за десятилетие.
Квартальная прибыль концерна Fiat Chrysler Automobiles NV (FCA) оказалась скромнее. Она составила 1,2 млрд евро против убытка в размере 179 млн евро годом ранее. Этому способствовало увеличение спроса на дорогостоящие модели пикапов и общее восстановление североамериканского автомобильного рынка. Как мы видим, жители Соединенных Штатов не боятся покупать новые большие машины с высоким расходом топлива.
Для полноты картины восстановления автомобильного рынка в США нельзя не упомянуть и пресловутую компанию Tesla. Пионер рынка электроавтомобилей не только сумел нарастить объемы поставок, но и завершил с прибылью пятый квартал подряд после многолетних крупных убытков. К слову, в третьем квартале 2020 года Tesla сумела обогнать по объемам продаж российский "Автоваз". Компания сохраняет производственный план на текущий год в размере 500 тыс. автомобилей.
Крупный европейский автопроизводитель Volkswagen AG также вернулся к прибыли по итогам минувшего квартала и теперь рассчитывает зафиксировать годовую прибыль. Этой компании помог растущий спрос на автомобили премиум-класса в Китае. Более того, глава Volkswagen AG Герберт Дисс недавно заявил о том, что германский автопром не нуждается в дополнительных мерах поддержки на фоне восстановления продаж в Западной Европе и Китае. Он же косвенно подтвердил нашу точку зрения своим утверждением о том, что автомобильный сектор является "лучшим рычагом для быстрого стимулирования экономического роста".
Весьма показательным примером представляется ситуация в британском автопроме. В апреле текущего года в стране было выпущено всего лишь 197 машин, что сопоставимо со спадом времен Второй мировой войны. Но уже в августе объем производства автомобилей в Великобритании превысил 51 тыс. штук, а в сентябре составил порядка 114,7 тыс. Последнее число все еще на 5% хуже аналогичного показателя годичной давности.
Что же касается российского рынка, то, согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи новых автомобилей на нем выросли на 3,4% по итогам сентября в сравнении с сентябрем 2019 года. Но по итогам третьего квартала продажи новых автомобилей и легких коммерческих автомобилей в России снизились на 13,9% в сравнении с аналогичным периодом 2019 года — до уровня 1 094 805 единиц. Как мы видим, внутренний рынок в целом повторяет общемировую тенденцию. В качестве одного их весомых стимулов его роста указывается осенняя тенденция к ослаблению курса рубля.