"Яндекс" и "Тинькофф" проверили рынок на готовность к укрупнению
МОСКВА, 16 окт — ПРАЙМ, Елена Лыкова. Несостоявшееся слияние "Яндекса" и "Тинькофф" (TCS) стало крушением надежд на создание новой экосистемы для ряда игроков рынка, что выразилось в эмоциональном обвале котировок бумаг обеих компаний и может сыграть на руку "Сберу", считают опрошенные РИА Новости эксперты.
Однако вхождение IT-гиганта в банковскую сферу через сделки слияния и поглощения (M&A) или выращивание своего банка — дело времени, в долгосрочной перспективе инвесторы "Яндекса" выиграют от несостоявшейся сделки, а в краткосрочной – это будет выгодно держателем бумаг TCS Group.
Ранее в пятницу акции "Яндекса" в моменте упали более чем на 4%, депозитарные расписки TCS Group Holding, в которую входит "Тинькофф банк" — более чем на 7% на новости о прекращении переговоров по покупке группы интернет-холдингом, следует из данных торгов Московской биржи.
При этом 22 сентября, когда стороны объявили о принципиальной договоренности по сделке на сумму 5,48 миллиарда долларов, бумаги TCS Group Holding взлетели в цене на 7,3%, "Яндекса" – более чем на 3%.
НЕРОДИВШАЯСЯ ЭКОСИСТЕМА
"Участников рынка, скорее, разочаровала сама неожиданность новости о срыве сделки, о которой говорили почти как о состоявшейся", — отмечает инвестиционный стратег "Алор Брокер" Павел Веревкин.
"Пожалуй, с точки зрения долгосрочной стратегии новость благоприятна для Сбера, поскольку развод "Яндекса" с TCS Group как минимум сильно отсрочивает появление сильной конкурирующей экосистемы. В общем, бальзам на душу Герману Грефу", — говорит главный аналитик "Открытие Брокер" по российскому рынку Алексей Павлов.
"Я бы не принимал слишком серьезно объяснения Олега Тинькова о причине разрыва сделки по покупке "Яндексом" его банка и объяснения другой стороны. Просто стороны не сошлись в цене. Инвесторов факт, что новой экосистемы не будет, также расстроил, потому что это одна из немногих идей на нашем рынке. У нас мало растущих бизнесов",- обращает внимание руководитель департамента инвестанализа и обучения "Универ Капитала" Андрей Верников.
НАЙТИ ПЛЮСЫ В МИНУСАХ
Для "Яндекса" это, скорее, позитивная новость, чем негативная, считает Веревкин из "Алор Брокер". IT-гиганту по силам создать свою собственную экосистему с банковскими продуктами, чем платить 5 миллиардов долларов за актив, который сулит кучу проблем в случае затяжной рецессии в стране, отмечает он.
С ним согласен старший аналитик ITI Capital Станислав Юдин. С "Тинькофф" или без него, "Яндекс" будет присутствовать в банковском сегменте: слишком много операционных транзакций, транзакций в e-commerce, такси, других видах бизнеса, уверен он. Эксперт предполагает, что "Яндекс", учитывая его масштаб и прямой доступ к клиенту, может войти на рынок автокредитования, в e-commerce потенциально можно рассматривать кредитование покупателей, поставщиков и прочее. Как у Amazon много вариантов сотрудничества, так и у "Яндекса" – он не будет ограничиваться одним банком, добавляет он.
"Яндекс" как компания, которая выращивает бизнесы, может и самостоятельно создать банк, выстроить ему ту же самую цифровую ДНК – это вполне возможно", — уверен Юдин.
"На месте акционеров IT-компаний я бы не нервничал: тренд на объединение российских игроков IT-сектора и банков объективен. Будут и другие экосистемы. По западным масштабам размер бизнеса "Яндекса" просто микроскопический, следовательно, чтобы стать игроком мирового уровня, надо искать нового партнера и объединяться", — считает Верников из "Универ Капитала".
Павлов из "Открытие Брокер" полагает, что в краткосрочной перспективе акционеры TCS могут даже выиграть, поскольку при сохранении статус-кво включение GDR финансового холдинга в индексы MSСI Russia может состояться уже по итогам ноябрьского пересмотра, а это приток средств пассивных фондов и обновление исторических максимумов.
"А кто приобретет "Тинькофф", если не "Яндекс" и не МТС – это вопрос. Если кто-то из других банков — это сделает банковский сегмент менее конкурентным, а привлеченный банк может выступить "санитаром леса", — в то же время замечает Юдин из ITI Capital.