о ситуации в Киргизии
«Народ недоволен беспределом. «Вернулись девяностые», — говорят в стране. Про беспредел и господство ОПГ открыто говорят и иностранцы: американское посольство — напрямую, европейцы — завуалированно. Россия призывает вернуться в законное поле, прекратить вольницу. Чтобы намёк был понятнее, Россия прекратила текущее финансирование Киргизии — до сих пор русским приходилось поддерживать экономику страны. Люди с деньгами и золотом бросились кто куда, в основном в соседний Казахстан. На КПП задерживают машины, вывозящие золото в слитках. Доллары в обменниках иссякли».
«Есть у революции начало, // Нет у революции конца», — напевают в Киргизии. Десять дней назад толпы недовольных результатами парламентских выборов ворвались в Белый дом — здание парламента, где заодно находится и офис президента страны. С тех пор революция не идёт на спад, она, скорее, нарастает. В четверг законный президент Сооронбай Жээнбеков подал в отставку после закрытой от посторонних глаз встречи с вождём революционеров Садыром Жапаровым, хотя ещё утром в четверг он об этом и не думал. По его словам, он собирался подать в отставку только через три месяца, после повторных выборов. Но Жапаров ждать не захотел и призвал президента сложить полномочия. Тот внял неведомым доводам. Спикер парламента, который по Конституции должен был исполнять обязанности президента, отклонил непосильную честь. Жапаров заявил, что он берёт на себя две главные должности в стране — премьера и президента. Ему ещё предстоит утверждение парламентом для того, чтобы стать полноправным хозяином Киргизии, и этот акт предстоит сегодня (в пятницу, 16 октября) или в ближайшие дни.
Жапаров не с Луны свалился: он служил при президенте Бакиеве, свергнутом в 2010 году. После переворота 2010 года Жапаров стал ведущим борцом с коррупцией — и в первую очередь со связанной с канадской золотодобывающей компанией. Он требовал раскрыть списки акционеров компании, утверждая, что киргизские государственные служащие наложили лапу на доходы от добычи золота. Доходы немалые: добыча золота даёт 30% всего киргизского ВВП. Очень мало денег оседает в области Иссык-Куля, где высоко в горах расположен главный золотой рудник Кумтор, и жители этой области активно поддерживали и поддерживают Жапарова.
Борьба с коррупцией быстро привела его в тюрьму, но (непонятно как) он бежал в Европу, скитался в разных европейских странах и в 2017 году добровольно вернулся в Киргизию, чтобы участвовать в президентских выборах. Вместо участия в выборах его возвратили в тюрьму, где он и пробыл до переворота десятидневной давности, когда его освободил протестующий народ.
Революция сделала его премьером. Огромные митинги его сторонников проходят в центре Бишкека (бывший Фрунзе), причём полиция заметна своим отсутствием. Его оппоненты попробовали провести параллельный митинг в 300 м от митинга сторонников Жапарова, но те напали на них и разогнали, пользуясь невмешательством силовиков. Оппоненты утверждают, что Жапаров, пока был в тюрьме, заручился поддержкой иссык-кульской ОПГ, которую возглавляет вор в законе Камчы Кольбаев, более известный как Коля Киргиз. Народные дружинники охраняют дома граждан, каждый в своём районе, поэтому грабежей нет, но банды жгут торговые центры, и те же дружинники вовсю занимаются рэкетом: они обложили внушительной данью дорогие пансионаты и отели.
Жапаров обустраивается. Пока рвался к власти, призывал к национализации золотых приисков. Когда дорвался — сделал полный разворот кругом.
Не надо, говорит, национализировать — там совсем мало золота осталось. Но есть проблемы, которые так просто не решишь.
Народ недоволен беспределом. «Вернулись девяностые», — говорят в стране. Про беспредел и господство ОПГ открыто говорят и иностранцы: американское посольство — напрямую, европейцы — завуалированно. Россия призывает вернуться в законное поле, прекратить вольницу. Чтобы намёк был понятнее, Россия прекратила текущее финансирование Киргизии — до сих пор русским приходилось поддерживать экономику страны. Люди с деньгами и золотом бросились кто куда, в основном в соседний Казахстан. На КПП задерживают машины, вывозящие золото в слитках. Доллары в обменниках иссякли.
Киргизия могла бы жить скромно, но спокойно. Есть золото, есть (в спокойные времена) качественный туризм. Есть помощь России. Есть переводы трудовых мигрантов. Да и проблема организованной преступности поддаётся решению. Можно, как 100 лет назад, в 20-е годы, — наганами чекистов, а можно — как в России недавнего прошлого, где преступникам в красных пиджаках и с золотыми цепями дали возможность завязать с криминалом и стать на законную стезю. Есть варианты, но в любом случае пора киргизам внять совету России: пора вернуться на стезю закона и порядка. Побушевали — и будет.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.