На образование и демографию денег Минфин не нашел
В проекте бюджета на 2021 год, который уже был одобрен правительством урезаны на 600 млрд руб. расходы, связанные с образованием и демографией. Это следует из пояснительной записки к проекту бюджета на ближайшую трехлетку, с которой ознакомились «Известия». Исходя из документа, ощутимее остальных планируется урезать финансирование «Демографии», «Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» и «Жилья и городской среды» — за 2021–2022 годы на 158, 144 и 80 млрд рублей соответственно. Антон Силуанов объяснил это необходимостью тратить деньги на непредвиденные расходы — антикризисные меры и борьбу с коронавирусом. Не всех эти объяснения устроили, ДОЛГ.РФ попытался разобраться в причинах таких радикальных решений. В следующие два года финансирование нацпроекта «Образование» сократится: в 2021 году снизится на 8,3 млрд руб., а в 2022 м — на 5,96 млрд руб. А в 2023 году наоборот планируется увеличить финансирование проекта на 68,2 млрд руб. Под нож пойдет и финансирование проекта «Демография». На 84 млрд руб. в 2021 году меньше, чем предусматривала прошлая ревизия проекта. В 2022 году выделено на 60 млрд руб. меньше, чем планировалось ранее, а в 2023 году — на 26 млрд меньше. По мнению директора Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ Георгия Остапковича, возможно ситуация не столь критична, если в финальном варианте, расходы будут перенесены на консолидированный бюджет. Он также отметил, что пандемия действительно ударила по экономике беспрецедентно с точки зрения спроса, предложения, занятости и доходов. «Снижение цен на все экспортные сырьевые товары. Не только нефть и газ, но и уголь, металлы и даже зерно. А сырьевые товары в российском экспорте составляют 82-83 %. Значит пополнение бюджета резко снижается. Учитывая то, что доля госпредприятий у нас высока. По данным ФАС 60-65 % добавленной стоимости ВВП создается ими. Присутствие государства во всех сферах чрезмерно. Microsoft и Apple не зависят от бюджета. Если он прогорел, то государство не при чем. У нас же падение экспортных цен бьет по позициям бюджета и функционирование предприятия. Падает прибыль, падает все», — говорит Остапович. Он также отметил, что на ситуацию также влияют страны-импортеры: Европы и Китая. Несмотря на то, что Китай сейчас поднимается, это практически не отразилось на запрос углеводородов России. «Плюс — наши стандартные проблемы: предпринимательский климат, деловая активность. К тому же не забывайте и про психологический фактор, его не стоит недооценивать», — дополняет причины Остапкович. Силуанов отмечал, что бюджетные расходы с 2021 по 2023 год вырастут, а дефицит бюджета в 2020 году составит 4,4 %. С 2022 года Минфин рассчитывает снизить его до пределов 1 %. Но по мнению экспертов, это показатель, который не имеет к реальной экономике никакого отношения. Необходим сбалансированный бюджет в периоде 5-6 лет. И обращать внимание на дефициты или профициты не стоит. США традиционно живут в дефиците всего: и госдолга и дефицита в счет текущих операций и дефицита внешнеторгового сальдо. Бюджет многих развитых стран дефицитен: Япония — 250 % госдолга, США — 120 %, Италия — 130 %, Франция с Италией под 100 %. «Бюджет планировался на три года. Самое смешное, что расходы на 2021 год выросли по сравнению с тем, что было запланировано год. Это значит, что все разговоры о том, что надо делать сокращения и незащищенные статьи убирать — полная чепуха. То есть либо они год назад были полными идиотами и не могли спланировать, либо это вранье. Потому что расходная часть бюджета больше», — отмечает Остапович. В России госдолг увеличен до 20 %, при этом люди остаются нищими. Данный факт, по мнению директора Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ, означает, что богатые не будут мучиться с нулевыми ставками, а спокойно зарабатывать на госбюджете. «Лимит на обслуживание долг увеличится. Уровень госдолга может быть выше в 4-5 раз. Но нет никакого желания. Людям до 30-го года гарантировали нищету. А для богатых уровня в 20 % госдолга хватит», — говорит Остапович. Стоит отметить провал пенсионной реформы, которая получит в бюджет 38 % доходов, а также будет датироваться, достигнув четверти доходов бюджета. Здесь, по мнению эксперта, пенсионеры ничего не получат, так как несмотря на индексацию пенсии, эти 3 % не соответствуют постоянно растущим ценам в магазинах. Соответственно, денег будет не хватать. Также Минфин не рассчитывает с 2020 по 2022 год получить прибыль от ЦБ, в связи с чем бюджет на 2021–2023 годы не предусматривает ее. Впрочем, сейчас многое зависит от борьбы разных групп экономических интересов и их лоббистских возможностей. О том, куда будут перераспределены 600 миллиардов с нацпроектов, мы узнаем уже скоро, после третьего чтения. Иван Афонин