Коренев раскрыл причину повышения кабмином резервного фонда
Правительство увеличило объем резервного фонда на 1,8 трлн рублей для предупреждения проблем в случае второй волны эпидемии коронавируса. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал аналитик группы компаний "Финам" Алексей Коренев. Премьер-министр Михаил Мишустин распорядился увеличить Резервный фонд правительства на 1,8 трлн рублей – соответствующий документ уже вступил в силу. Ни причины этого решения, ни источники дополнительного пополнения фонда не указываются. При этом Фонд национального благосостояния на 1 августа 2020 года 12,9 трлн рублей. Примечательно, что он к тому времени вырос - на 1 июля 2020 года он содержал лишь 12,1 трлн. Мишустин 15 апреля поручил предусмотреть увеличение резервного фонда правительства на 1,02 млрд рублей в текущем году за счет бюджетных ассигнований, невостребованных по другим направлениям. В числе этих субсидий, в частности, ассигнования в размере 571 млн для Минсельхоза, 82 млн рублей для Росрыболовства, 32 млн для Росавтодора, 55 млн для Минздрава, 6,2 млн для Росводресурсов, 2 млн рублей для Минпросвещения, 2 млн - для Минэкономразвития. "Причин расширять объем резервов у правительства сейчас по сути две, - отмечает Коренев. – Первая – чисто техническая. Российские золотовалютные резервы из-за роста мировой стоимости золота переоцениваются и становятся существенно дороже. А в драгметалле Россия хранит порядка 20% своих резервов, то есть в итоге мы выходим на рекордные запасы в золоте. При этом кабмин явно не стремится продавать часть запасов на росте цен. Специалисты полагают, что золото будет дорожать и дальше. Некоторые предполагают, что его цена может дойти до $2,5 тысячи за унцию против сегодняшний $1,9 тысячи. Гарантий, что это произойдет, конечно, нет. Но растущие из-за пересчета цены запасы чисто технически нужно где-то размещать. Для этого законодательно нужно увеличивать резервные фонды – это техническая процедура, позволяющая переводить финансы". Кабмин пополняет резервы Резервный фонд правительства создается для финансирования непредвиденных расходов и мероприятий федерального значения, не предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Объем фонда регламентируется законом о бюджете, но если он недостаточный, премьер может своим постановлением его расширить. Деньги тратятся строго на определенные цели, перечисленные в законодательстве. Среди них, к примеру, единовременная материальная помощь гражданам. Другой целью выделения денег из фонда могут быть ремонтные и восстановительные работы по заявкам органов государственной власти. В начале июля кабмин более 1 млрд рублей перенаправил в свой резервный фонд из нацпроекта "Культура". Изменения коснулись финансирования нескольких мероприятий: модернизация кинозалов, а также проведение фестивалей и выставок. Кроме того, перераспределение средств затронет программы оцифровки материалов Госфильмофонда России. "Причина для расширения резервных фондов руководством страны всего одна – правительство готовится не просто экономить, но и максимально накопить резервы в короткие сроки. То есть правительство не исключает, что вторая волна эпидемии коронавируса окажется затяжной и даже тяжелее первой. Других вариантов наращивать запасы, когда самое время их тратить. Все явно делается под пессимистичные прогнозы на второе полугодие. Ведь за время первой волны заболевания малый и средний бизнес в России оказался практически "обескровлен" – истратил все свои резервы. На борьбу со второй волной сил и денег просто нет. Весь расчет только на помощь со стороны государства. И руководство страны сейчас стягивает резервы, чтобы помочь предпринимателям и создать социальные программы, если пандемия окажется серьезной проблемой", - подчеркивает Коренев. Россия рассчитывает на свои силы Резервный фонд правительство использует в случае непредвиденных обстоятельств. Средства из него расходуются исключительно по решению кабинета министров. Например, из этих запасов в этом году выделялись средства на борьбу с коронавирусом. Сейчас кабмин перераспределяет деньги для оперативного пополнения резервов. По мнению экспертов, на случай непредвиденных проблем осенью этого года. При этом на уходящей неделе Минфин и Банк России предоставили обновленные данные, что на фоне кризиса долг правительства РФ превысил его ликвидные активы. К 1 июня госдолг и резервы почти сравнялись на отметке 14,3–14,4 трлн руб. К 1 июля госдолг уже превышал депозиты на 1,55 трлн руб. Издание отмечало, что это не угрожает стабильности бюджета, однако является "символическим последствием текущего кризиса". Падение ВВП во II квартале составило 8,5% по году. Эта оценка оказалась лучше прогнозов. "Нужно понимать, что в отличие от супердержав Россия не может себе позволить наращивать госдолг. В США он составляет 106% к ВВП, в Японии – 236%, довольно существенный и в ЕС. Эти страны поддержку своим экономикам оказывают, запуская станок, печатающий валюту. Потому указанные государства десятилетиями живут в долг и сильно об этом не беспокоятся. Для России этот вариант не подходит. Мы можем лишь искать возможности заработать за счет экспорта и поднимать собственную экономику. Но на случай второй волны пандемии не получится допечатать десяток триллионов рублей и раздать людям – в РФ это вызовет негативные последствия в виде мощного скачка инфляции. Потому мы можем рассчитывать лишь на доходы и резервы, которые приходится перераспределять и рачительно собирать. При этом сейчас говорить о каких-то угрозах экономики не приходится – превышение уровня госдолга над резервами незначительное и абсолютно не критично. Стабильности экономики ничто не угрожает. Теперь главное, чтобы в случае осложнения ситуации резервы действительно тратились на поддержку населения и бизнеса, чтобы вторая волна эпидемии, если таковая случится, нанесла минимум ущерба", - заключает Алексей Коренев.