Biznes Alert (Польша): удастся ли России создать газовый аналог ОПЕК?
ФСЭГ как ОПЕК? Идея создания газового картеля, функционирующего по образцу Организации стран-экспортеров нефти, принадлежала не России и появилась давно. Платформой, на базе которой ее можно было бы претворить в жизнь, выступает Форум стран-экспортеров газа. Он был учрежден в ходе министерской встречи в Тегеране, проходившей 19-20 мая 2001 года. Инициатором выступал Иран. В учредительном саммите приняли участие делегации Алжира, Брунея, Индонезии, Ирана, Малайзии, Омана, Катара, Российской Федерации, Туркменистана и Норвегии, выступавшей в роли наблюдателя. Изначальная задача состояла в том, чтобы создать платформу для диалога и консультаций между производителями газа и отраслью, связанной с газовым сектором, а также продвигать концепцию «прозрачного и стабильного рынка энергии». Под этой фразой скрывалось желание основать картель по образцу ОПЕК. В 2003 году на саммите в столице Катара появилось Бюро по связям Форума, которое должно было заняться координацией и организацией его совместных мероприятий, а также стать центром сбора данных на тему мирового производства газа и перспектив отрасли. В 2008 на саммите в Москве было решено, что ФСЭГ превратится в полноправную международную организацию. Он принял устав и наметил свои основные цели. Представители его членов решили, что штаб-квартира разместится в Дохе. На следующей встрече в декабре 2009 года избрали первого генерального секретаря Форума, им стал россиянин Леонид Бохановский. Первый официальный саммит организации прошел 15 декабря 2011 года в Катаре. Первого января 2014 года пост генерального секретаря занял иранский политик Мохаммад Хоссейн Адели, которого 12 января 2018 года сменил россиянин Юрий Сентюрин. В течение этого периода деятельности организация делала общие заявления, занималась организационными вопросами и формировала свои структуры. Почему Россия хочет появления картеля? Российские надежды на создание газового аналога ОПЕК были очевидны с самого начала. Уже в 2002 году президент Путин в ходе переговоров с казахстанским лидером Нурсултаном Назарбаевым призвал страны Средней Азии заняться координацией действий на рынке газа. В 2006 году заместитель председателя правления Газпрома Александр Медведев говорил, что если Европа и Россия не придут к соглашению, россияне активнее займутся созданием организации, которая оберет большее влияние, чем нефтяной картель ОПЕК. В 2009 году министр энергетики Сергей Шматко заявил: «Избрание генеральным секретарем ФСЭГ россиянина показывает, что крупнейшие производители газа видят в России государство, играющее ведущую роль в стабилизации газового рынка». В 2020 году после обрушения мировых цен на газ в России стали еще чаще говорить о необходимости предпринять реальные действия, нацеленные на обретение газовым рынком стабильности. В конце мая заместитель главы российского энергетического ведомства на конференции «Управление рисками в энергетике» заявил, что ФСЭГ мог бы сыграть антикризисную роль в газовой сфере. Министр энергетики Александр Новак в начале июля в интервью назвал отсутствие регулятора на глобальном рынке газа причиной того, что ситуация со спросом и предложением выглядит неудовлетворительной. Одновременно он добавил, что в последнее время активно обсуждаются планы по созданию органа, регулирующего как объем производства, так и цены на сырье. Россия оказалась в особенно сложном положении. В отличие от других производителей, таких, как, например, Катар, Нигерия или Алжир, она поставляет газ в первую очередь по газопроводным системам. Это служит преимуществом в ситуации, когда на рынке есть большой спрос на сырье, но при его отсутствии, у россиян возникают сложности с диверсификацией клиентов. Лишь около 17% российского газа продается в виде СПГ, при этом заводы по сжижению газа принадлежат либо компании «Новатэк» (а также ее партнерам) и находятся на самом севере России, в Арктике, либо представляют собой совместные предприятия с западными фирмами, как на Сахалине. Из-за этого в логистическом плане россиянам гораздо сложнее осуществлять поставки азиатским клиентам, которые особенно нуждаются в газе. Сложившаяся ситуация демонстрирует, что успешно бороться за рынок способны сейчас только производители с объемной и диверсифицированной клиентской базой. Газовый ОПЕК под вопросом? Появится ли на базе ФСЭГ регулятор, остается вопросом. Если в первые два десятилетия XXI века Россия действительно играла на глобальном газовом рынке ключевую роль благодаря своему влиянию на его европейский сегмент, то сейчас ситуация резко изменилась. За последние десять лет в мире появилось много новых производителей и экспортеров СПГ, таких, как США и Австралия, а прежние, как Катар, нарастили свои экспортные возможности. Последний строит смелые планы, сбираясь к 2025 году довести объем производства СПГ до 110 миллионов тон в год. В рамках реализации этого плана он намеревается построить дополнительные технологические линии и заказать более 100 танкеров. Благодаря новым регазификационным терминалам меняется также география поставок СПГ. Ярким примером служит здесь Польша, которая в ближайшем будущем планирует нарастить мощности порта в Свиноуйсьце и вложить средства в плавучую регазификационную установку в Гданьскй бухте. Инвестиции в сферу СПГ позволяют ей практически полностью отказаться от поставок газа по газопроводам из России. Подобным образом выглядит ситуация в Турции, которая, открыв новые СПГ-терминалы, значительно снизила объем закупок в России. Греция благодаря ним полностью преодолела зависимость от поставок из РФ и стала региональным хабом для соседних стран. Сходную роль будут играть действующий ПРГУ в Литве и строящийся ПРГУ в Хорватии. Большие объемы импортируемого газа через них не пойдут, однако, в той сфере, в которой Газпром на протяжении десятилетий оставался единственным поставщиком, это будет иметь большое имиджевое значение. Кроме того, к концу 2020 года на европейском рынке появится газ из Азербайджана, который будет поступать по Южному газотранспортному коридору. Все эти инвестиции вызывают у России тревогу и склоняют ее активнее подключаться к действиям, направленным на контролирование рынка посредством инструментов в виде международных организаций. Увенчаются ли ее старания успехом, сказать, однако, сложно. Членом Форума стран-экспортеров газа наверняка не станут США, ключевой игрок на рынке СПГ, поскольку это запрещает американское антимонопольное законодательство. Следует также напомнить, что по другую сторону баррикад остается недружественный США Иран, выступающий важнейшим государством в ФСЭГ. В таком контексте перспектива какого-либо сотрудничества между двумя этими государствами представляется сомнительной. Окончательно исключить создание какого-то регуляционного формата тоже, однако, невозможно. Российские эксперты приводят в пример ОПЕК, который реально приступил к деятельности лишь спустя 16 лет после своего официального образования. Повторится ли эта история с ФСЭГ? Спустя год он будет отмечать 20-летие со дня своего создания, и, по меньше мере в пропагандистском плане, это был бы удачный момент для того, чтобы организация приступила к исполнению свих функций.