Войти в почту

Где Россия будет нефть хранить?

Как сообщили СМИ, «Российское газовое общество» (РГО) по запросу Минэнерго обсудило идею создания системы хранилищ стратегического нефтяного резерва страны. «Пандемия коронавируса и введенные по всему миру жесткие карантинные меры привели к обвальному снижению мирового спроса на нефть и падению нефтяных цен в первом полугодии 2020 года. В этих условиях резко возросло стратегическое значение нефтехранилищ, и в более выигрышном положении оказались те страны, в которых такие системы хранения нефти хорошо развиты, в частности США и Саудовская Аравия», - говорится в сообщении «Российского газового общества». По оценкам экспертов РГО, Россия на сегодня отстала в развитии системы нефтехранилищ от многих стран - импортеров и экспортеров нефти, при том, что национальная система подземного хранения газа в России развита очень хорошо. Как считают специалисты, создание аналогичной системы хранения нефти и нефтепродуктов является не только инструментом обеспечения энергетической безопасности, но эффективным и прибыльным бизнесом, который играет все большую роль в регулировании и балансировке мирового нефтяного рынка. В связи с этим, РГО предлагает создать в стране сеть нефтехранилищ, способную хранить как минимум стратегический запас нефти в объеме не менее 10% от объема годовой добычи нефти в РФ. «С учетом имеющихся в России опыта и технологий создания подземных хранилищ нефти в кавернах каменной соли, именно такой подход мог бы использоваться при реализации долгосрочного плана создания и развития нефтехранилищ. Он также является достаточно эффективным с экономической точки зрения», - уверены в РГО. По мнению президента РГО Павла Завального, создание системы стратегических и коммерческих нефтехранилищ в принципе может стать инструментом снижения негативных эффектов от вынужденного сокращения добычи нефти и консервации скважин. Кроме того, это позволит создать рыночный инструмент повышения гибкости российской нефтедобычи в условиях высокой неопределенности перспективного спроса на нефть и необходимости ручного регулирования мирового рынка. Организация уже обратилась к крупнейшим нефтегазовым компаниям с предложением принять участие в изучении проблемы, а также рассчитывает на поддержку в этом вопросе Министерства энергетики. Как пояснил «Интерфаксу» исполнительный директор РГО Роман Самсонов, на создание таких хранилищ с нуля потребуется 10-12 лет, что достаточно долго, а кроме того, считается, что это «дорогое удовольствие». По его словам, тема поднималась неоднократно, но каждый раз откладывалась. «Мы изучили, в чем, собственно, проблема, и пришли к выводу, что дело в регуляторной сфере. Не было такой государственной задачи - о создании таких стратегических хранилищ», - сказал он. Между тем, по его словам, эффективно с экономической точки зрения в качестве подземных хранилищ нефти могли бы использоваться каверны каменной соли, а кроме того, истощенные нефтегазовые месторождения, которые уже не используются. Эксперт полагает, что создание государственной программы и уход от бюрократических препон позволят создать хранилища нефти и нефтепродуктов на базе существующих объектов за 3-5 лет. В РГО считают, что необходим резерв в объеме 10-20% от текущей годовой добычи, но для детального ответа на этот вопрос необходимо привлечение к исследованию недропользователей. Роман Самсонов считает, что компании-недропользователи, могут участвовать в таких проектах как операторы или пользователи, однако система хранения должна быть государственной. Доцент кафедры международной коммерции Высшей школы корпоративного управления (ВШКУ) РАНХиГС Тамара Сафонова считает, что необходимость в дополнительных хранилищах зависит от ситуации на нефтяном рынке. - Пока рынок профицитный, свободные емкости востребованы. Как только на мировом рынке возникает дефицит нефтяного сырья, ситуация кардинально меняется. Разворачивание большого объема новых емкостей в этой связи может быть избыточным в будущем. Кроме того, компании взяли на себя обязательства по ограничению нефтедобычи, и строительство новых емкостей не повлияет на сокращение исполнения их обязательств. Следует отметить, что углеводороды эффективнее добывать в период высоких цен, а вот инвестировать накопленную прибыль в строительство резервуарных парков, которые необходимо будет обслуживать, но нельзя будет использовать в связи с обязательствами и стагнацией мирового потребления, — наоборот, неэффективно. Ведущий аналитик QBF Олег Богданов отмечает, что стратегические резервы обычно создаются в странах с отрицательным нефтяным балансом. - Когда потребление ресурса превышает его добычу, недостающую нефть приходится импортировать. Так делают, например, в США, где потребление нефти приблизительно на 10 млн. баррелей превышает добычу в стране. Стратегические резервы в Штатах покрывают около 2,5 месяца потребления ресурса на случай прекращения импорта. Такая потребность в США возникла после нефтяного кризиса 1973 года. В России совершенно другая ситуация. Мы потребляем значительно меньше нефти, чем добываем. Нет необходимости создавать специальные мощности для хранения добытого ресурса. Можно просто его оставить в земле, то есть не добывать. В России существует оперативно-стратегический резерв, который необходим государству для решения различных экономических и военных задач. Руководитель Инвестиционного клуба Александр Воронков также обращает внимание на то, что создание таких хранилищ должно быть обосновано. - Последний кризис проявил две объективные причины для такого шага. С одной стороны, это ожидание повышения цен на нефть, как бы парадоксально это ни звучало. Хранилища нужны, чтобы создать высокое предложение в период хорошей цены. С другой стороны, хранилища - это превентивная мера против падения цены на нефть. Мы наблюдали, как нефтедобывающие компании, потеряв рынок сбыта и возможность хранить продукт, были вынуждены колоссально снижать цену. Тех хранилищ, что есть, просто не хватило в условиях предложения, превышающего спрос. Поэтому и возникла острая необходимость в создании хранилищ в стратегических масштабах. «СП»: - Так ли необходима подобная система в нефтедобывающей стране? - Система стратегического нефтяного резерва, безусловно, будет полезна с точки зрения возможности поддержания адекватной цены. С одной стороны, хранилища можно закачать дешевой нефтью в период предложения, превышающего спрос. С другой, - наличие достаточного количества хранилищ не позволит уронить цену слишком сильно. «СП»: - Известно, что, например, в США и ряде других стран есть подобные системы. С чем связано отставание России в создании таких систем? - Здесь нужно понимать, что экономика США и целого ряда стран целиком завязана на нефтяной сектор. При этом объемы расходов нефти и нефтепродуктов в разы превышают расходы многих стран мира. Поэтому в тех же США нефтяной кризис сопряжен с экономической катастрофой. Логично, что государства перестраховались, создав соответствующие хранилища. В нашей стране экономика демонстрирует стабильность и рост относительно недавно. Раньше у государства просто не было ресурсов для создания такого рода хранилищ. Поэтому вопрос об их создании встал только сейчас. «СП»: - Как быстро можно создать такую систему? - В свете сложившейся ситуации вряд ли проект встретит какие-либо препятствия в оформлении или исполнении. Вероятнее всего, скорость осуществления поставленных задач будет зависеть исключительно от технической составляющей вопроса. «СП»: - Какой объем стратегических запасов нефти необходим России? - Ещё в 2002 году начались первые обсуждения создания нефтяных хранилищ. Тогда речь шла о 5 млн. тонн. Позже к этому вопросу возвращались в 2012-2013 годах. В тот период разговор шел о создании резерва на 15 млн. тонн запаса. Сегодня объем затрат значительно выше, поэтому хранилища должны вмещать около 25-30 млн. тонн. В США на сегодняшний день объемы хранилищ кратно больше. «СП»: - Что важнее иметь в резервных хранилищах: нефть или нефтепродукты? - Важнее иметь нефть в своих хранилищах, никаких сомнений. Нефть - универсальное сырье, из которого можно создать необходимый на текущий момент продукт. Если хранить нефтепродукты, можно попасть в неприятную ситуацию, связанную с отсутствием спроса на тот или иной продукт. «СП»: - Это должен быть государственный резерв, купленный государством у частных компаний для государственных нужд? Или это хранилища, где частные компании хранят излишки (запасы) и выбирают их по мере необходимости, в том числе для дальнейшей продажи? - Вероятнее всего, это будет государственная или полугосударственная структура. При этом коммерческие организации будут взаимодействовать с государством, получая возможность хранить излишки нефти за определенный процент или в каком-либо другом ключе. Безусловно, хранилища не могут быть полностью коммерческими. «СП»: - За чей счет в таком случае должны строиться хранилища — государства или нефтяных и перерабатывающих компаний? Кто должен обеспечивать их безопасность? - Если структура будет полностью государственной, то и расходы будет нести целиком государство. Если система будет полугосударственной, то здесь возможны варианты привлечения ресурсов нефтяных компаний при государственном контроле. Новости экономики: Тайные переговоры по «Северному потоку-2»: Зачем посланник Путина летал в Берлин Нефть и газ: И. Сечин: COVID-19 приведет «Роснефть» к мировому господству

Где Россия будет нефть хранить?
© Свободная пресса