The National Interest (США): кто выигрывает, пока Саудовская Аравия и Россия ведут нефтяную войну?
Россия вступила в ценовую войну на нефтяном рынке, преследуя две основные цели: вытеснить американских производителей и показать Эр-Рияду границы поддержки Вашингтона. Не исключено, что в ближайшее недели мы увидим подтверждение эффективности методов Кремля, пишет The National Interest (США).
После того, как в прошлом году Соединенные Штаты ввели против России новый пакет санкций, президент Владимир Путин предупредил, что Россия примет ответные меры в тот момент и в том месте, когда и где посчитает нужным. Выход из соглашения ОПЕК+ и развязывание ценовой войны на уничтожение с Саудовской Аравией может показаться довольно странным, вызывающим недоумение способом отомстить, однако в этом безумии, вероятно, все же есть некоторая логика. Как мне кажется, Кремль рассчитывает на то, что к концу этого года он сможет не только нанести удар по Соединенным Штатам, но и восстановить партнерские отношения с Саудовской Аравией.
Один из главных недостатков американских политиков заключается в их привычке громко объявлять о своих планах и стратегиях за месяцы или даже за годы до начала их реализации, что дает их противникам массу времени для того, чтобы подготовиться. За последние два года члены конгресса США ясно дали понять, что российские проекты по строительству газопроводов в обход Украины — «Турецкий поток» и «Северный поток — 2» — у них под прицелом. Москва попыталась ускорить завершение этих проектов, прежде чем по итогам весьма неторопливого законодательного процесса Соединенные Штаты смогут ввести еще один пакет карательных санкций.
Строительство «Турецкого потока» удалось завершить как раз вовремя, и российский газ уже течет по нему в Турцию и на юг Европы. Строительство «Северного потока-2» тоже можно было бы завершить, если бы не эти настырные датчане и их процессы по обеспечению защиты окружающей среды, которые задержали работы по реализации этого проекта ровно настолько, чтобы Соединенные Штаты смогли в последнюю минуту ввести свои санкции, направленные против него. Но даже с учетом этой помощи — а также благодаря ссоре с Данией по поводу возможной продажи Гренландии — Москва получила настолько заблаговременное предупреждение о готовящихся мерах, что она успела попросить своих европейских подрядчиков сначала сконцентрироваться на наиболее технически сложных составляющих этой ветки. У Газпрома есть технический потенциал для того, чтобы завершить эту ветку — хотя и с отставанием от графика, — однако строительство «Северного потока — 2», скорее всего, будет завершено к концу 2020 года. Да, эта отсрочка оказалась достаточно существенной, чтобы заставить Россию и дальше пользоваться услугами Украины для транзита газа, но положение Москвы на европейских энергетических рынках по большей части остается прежним.
Поэтому запасной план Соединенных Штатов заключался в том, чтобы убедить европейцев — пока «Северный поток — 2» не достроили — покупать больше энергоресурсов у североамериканских производителей. Действительно, в новую эпоху соперничества великих держав важной составляющей стратегии Соединенных Штатов является борьба с Россией за энергетические рынки и попытки уменьшить количество тех ресурсов, которые Москва может накапливать, будучи экспортером энергоресурсов.
Во время второго президентского срока администрации Обамы стратегия Соединенных Штатов заключалась в том, чтобы убедить Саудовскую Аравию повторить ее трюк из 1980-х годов, использовав ее способность затопить рынки нефтью и спровоцировать резкое падение цен на нефть, чтобы нанести удар по российским производителям и заставить Москву отказаться от ее устремлений на Украине и в Сирии. Несмотря на то, что Саудовская Аравия сумела снизить затраты на добычу, Эр-Рияд не мог позволить себе длительную ценовую войну из-за достаточно высоких требований к государственному бюджету. В какой-то момент Саудовская Аравия резко изменила свою позицию, отказавшись от соперничества с Россией и сделав выбор в пользу новой стратегии сотрудничества с Россией. Эр-Рияд и Москва в конечном счете стали двумя опорами соглашения в формате ОПЕК+, которое должно было стабилизировать глобальные энергетические рынки и установить четкие рамки для цен на энергоресурсы. Москва ожидала, что в обмен на сотрудничество Саудовская Аравия и другие государства Персидского залива направят финансовые потоки, заблокированные американскими и европейскими санкциями, в российскую экономику. (Решение Катара приобрести акции в российской государственной компании Роснефть стало одним из проявлений этого подхода.)
Тем не менее, слабым местом этого подхода стал непредсказуемый характер американского энергетического сектора. Американские производители готовились извлечь выгоду из достаточно высоких цен на нефть и заполнить те пустоты, которые могли образоваться, если бы Россия и Саудовская Аравия и дальше сокращали добычу. Когда Соединенные Штаты отказались присоединиться к соглашению ОПЕК+, основным условием дальнейшего участия России стало то, насколько активно Саудовская Аравия была готова мотивировать Москву.
Последние несколько месяцев мы наблюдали ужесточение позиций России — Россия готова пойти на риск эскалации, чтобы добиться преимущества или дискредитировать Соединенные Штаты. Последние несколько недель весь мир мог наблюдать эту тенденцию в Сирии, где Россия столкнулась с Турцией. Россияне пересекли некоторые красные линии, прочерченные Анкарой, затем позволили Турции увидеть, до какой степени она может или не может рассчитывать на Соединенные Штаты и их европейских союзников, — а потом президент Реджеп Тайип Эрдоган отправился в Москву, чтобы возобновить переговоры с Владимиром Путиным.
Российские добывающие компании чувствовали, что они находятся в числе проигравших в результате сближения Москвы и Эр-Рияда. Они целый год громко требовали, чтобы Россия вышла из соглашения ОПЕК+. Паника вокруг пандемии коронавируса дала им возможность заявить о том, что дальнейшее сокращение добычи в рамках ОПЕК+ не предотвратит падение мировых цен и что Россия продолжит терять свою долю на рынке. В ответ на это Саудовская Аравия решила уличить Россию в блефе и пообещала снизить цены и увеличить добычу. Но у России все еще есть несколько преимуществ: российский бюджет балансируется при гораздо более низких ценах на нефть, нежели бюджет Саудовской Аравии; благодаря своим газопроводам Россия может быстро увеличить объемы экспорта нефти, тогда как Саудовской Аравии потребуется намного больше времени для доставки своей нефти на танкерах; что еще важнее, те рынки, где Саудовская Аравия хочет соперничать с Россией за долю — то есть европейский рынок — скоро заполнится американским экспортом.
По всей видимости, Россия готова устроить серьезную проверку на прочность для американских добывающих компаний в рамках продолжительной ценовой войны. Учитывая, что администрация Трампа вряд ли будет приобретать нефть американских производителей в больших количествах и по гарантированно высокой цене ради пополнения стратегического запаса, американские компании столкнутся с перспективой гораздо более низких доходов — и достигнут той точки, когда сохранять бизнес уже станет нецелесообразно. Хотя некоторые мелкие компании будут, вероятнее всего, поглощены крупными компаниями, чьи масштабы способны сделать эти проекты рентабельными, в целом объемы добычи в Соединенных Штатах могут уменьшиться. А если в январе 2021 года Джо Байден (Joe Biden) займет пост президента США, американцев, вполне возможно, ожидает возвращение множества норм и требований, касающихся защиты окружающей среды и использования земель, что станет дополнительным ударом по добыче и по строительству новых объектов экспортной инфраструктуры.
Будут ли саудовцы в большей степени настроены на возобновление переговоров с Москвой? Возможно. Эта сделка будет зависеть от того, какие изменения произойдут в отношениях между Саудовской Аравией и Москвой за время продолжительной ценовой войны. Кронпринц Мохаммед бин Салман, который уже обзавелся противниками по обе стороны от политического водораздела в Вашингтоне, может столкнуться с дополнительными проблемами в процессе закупок американских товаров и услуг в контексте ценового соперничества. В свою очередь, он может обнаружить, что Соединенные Штаты будут с гораздо меньшей охотой давать саудовцам карт-бланш в сфере безопасности. Более того, если Россия утратит стимулы для того, чтобы выступать в качестве сдерживающей силы в отношении Ирана, то Соединенные Штаты уже продемонстрировали, что они далеко не всегда готовы наступать на Тегеран в интересах Эр-Рияда. Еще один кризис в Персидском заливе не только приведет к росту цен на энергоресурсы, но и подкрепит заявления России о том, что ее «северный маршрут» является гораздо более безопасным и надежным.
Итак, Россия вступает в эту ценовую войну на нефтяном рынке, преследуя две основные цели: вытеснить американских производителей из бизнеса и продемонстрировать Эр-Рияду границы поддержки Вашингтона. Благодаря команде талантливых людей в российском Министерстве финансов у Москвы есть запасы на черный день, которые помогут ей достичь этих целей. Путин позаимствовал у Трампа методы ведения торговых войн: будь готов понести краткосрочный ущерб, если уверен, что твоим оппонентам придется уступить. Вполне возможно, в ближайшие недели или месяцы мы увидим подтверждение действенности этих методов.